ЛОССКИЙ Вл. Ник. (1903-58) -правосл. богослов. сын Н. Лосского.
В раннем возрасте увлекся зап. средневековьем. Его преподавателями в Петерб.
ун-те были И. Гревс, О. Добиаш-Рождественская, Л. Карсавин, пробудивший
в нем интерес к Отцам Церкви. Высланный с семьей (массовая высылка интеллигенции
в 1922) на Запад, Л. учился в Праге у Н. Кондакова, а с 1924 - в Сорбонне
у Ф. Лота и Э. Жильсона, с к-рым оставался в тесных науч. и дружеств. отношениях
до самой смерти. Он общался с передовой франц. интеллигенцией и именно
по просьбе друзей писал тр. о православ. богословии. Однако гл. своей работой
он считал изучение ср.-век. Запада и законч. перед самой смертью докт.
дисс. о Майстере Экхарте (изд. посмертно с предисловием Э. Жильсона - Отрицательное
богословие и познание Бога у Майстера Экхарта. Париж, 1960; на франц. яз.).
Эта работа, с его т. зр., была лишь подготовкой к б. обширному и значит.
тр. - сравнит. иссл. двух феноменов 14 в.: нем. мистики и афонского исихазма.
В его представлении именно тр., посв. дух. реальностям Запада, способны
открыть доступ православ. свидетельству, для чего надо извлечь из недр
самого Запада родств. ему темы и реальности, к-рые выходят за обычные рамки
рим. схоластики и догматики. Основа богословия Л. - патристич. наследие
и апофатич. богословие «Ареопагитик». Л. всегда оставался в юрисдикции
Моск. Патриархата, был близок к митр. Сергию (с 1943 - Патриарху). Он вступил
в православ. Братство Св. Фотия (впоследствии его возглавил). Члены Братства
стремились понять Божеств. Промысел православ. рассеяния среди зап. инославия
и ответить на вопросы, что является глубочайшей сутью православия и в какой
мере оно связано с опред. нац. культурой. Л. был деканом и проф. догматич.
богословия Богослов. ин-та во имя Св. Дионисия Парижского, созд. после
2-й мир. войны. Курсы его лекций были изданы посмертно на франц., англ.
и рус. языках. В 1935 по просьбе митр. Сергия Л. провел критич. богослов.
анализ кн. С. Булгакова «Агнец Божий», на осн. к-рого митр. Сергий осудил
нек-рые богослов. положения последнего. Сам Л. воспринимал свой анализ
лишь как исполнение послушания, Братство же настояло на публ. текста (Спор
о Софии. Париж, 1936). При этом Л. считал Булгакова, несмотря на нек-рые
опасные, на его взгляд, уклоны мысли, самым выдающимся богословом нашего
века. Всецело преданный Церкви и науке, Л. никогда не занимался политикой,
не погружался в партийные споры рус. эмиграции, оставаясь при этом монархистом.
Во время войны Л., стремясь попасть в действ. армию, пошел пешком через
всю Францию, принял участие в движении Сопротивления, помогал спасать евреев.
Л. был одним из наиб. глубоких свидетелей православия на Западе. Два егоклассич.
тр. - «Очерк мистического богословия Восточной Церкви» и «Догматическое
богословие» - изд. в пер. на рус. яз. в «Богословских трудах» (Сб. 8),
а многочисл. статьи - в Моск. Патриархии за разл. годы (см. также «Богослов.
труды», Сб. 14, 26). Лит.: Ведерников А. В. Владимир Лосский и его
богословие //Богослов. труды. 1972. Сб. 8. С. 215 -230; Клеман О. Владимир
Лосский, богослов Святого Духа // Вести. Западноевроп. Экзархата. Париж,
1959. Т. 30/31. С. 137-206; Лосский Н. О. История русской философии. М.,
1991; Василий, архиеп. (Кривошеий). Памяти Лосского // Богослов. труды.
Т. 26. С. 156-158.