РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛОССКИЙ Ник. Онуфриевич

ЛОССКИЙ Ник. Онуфриевич

ЛОССКИЙ Ник. Онуфриевич ЛОССКИЙ Ник. Онуфриевич (1870-1965) - философ-интуитивист, представитель персонализма, историк рус. философии. В 1922 выслан за границу. Жил в Чехословакии, Франции, США. Похоронен на рус. кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем. На формирование его системы повлияли идеи Лейбница, А. Козлова, В. Соловьева. По ряду положений, особенно в обл. гносеологии, Л. весьма близок С. Франку. Сам Л. называл свою философию по-разному: «интуитивизм», «органич. мировоззрение», «конкретный идеал-реализм», «мистич. эмпиризм».

ЛОССКИЙ Ник. Онуфриевич

И.О. Лосский

Теория познания Л. осн. на учении о непосредств. познании как эмпирич., так и идеальной реальности. Это учение, в свою очередь, осн. на убеждении, что «все имманентно всему», из к-рого следует непосредств. данность мира человеку в опыте. Центр. познават. способностью человека Л. считает не мышление, а восприятие, в к-ром познаваемое дается человеку полностью и абсолютно. Всякое знание (в т. ч. и любое умозаключение) интуитивно, все суждения синтетичны, все истины абсолютны (если то, чем мы располагаем, действительно является знанием). Объяснение в его системе принципиально не отличается от описания содержания восприятий («Обоснование интуитивизма», 1906; «Чувственная, интеллектуальная, мистическая интуиция», 1938).

Принцип «все имманентно всему» справедлив лишь в том случае, если мир - органич. целое, первичное по отн. к частям, а не конгломерат самостоят. эл-тов. В этом плане воззрения Л. представляют собой своеобразную интерпретацию идеи всеединства и (отчасти) учения о Софии («Мир как органическое целое», 1917).

Отвергается «отвлеченный идеализм» нем. классич. философии, спецификой к-рого Л. считает ограничение сферы идеального абстрактно-безличным царством отношений (законов). Л. же в идеальное бытие включает не только отношения, но и носителей их - конкретные реальности, центры сил, субстанциальных деятелей. Центр. онтологич. эл-том мира считается личность. Сам Л. называл свой персонализм иерархическим. В этом аспекте своей метафизики Л. выступает продолжателем идей Лейбница. При этом центр. понятие лейбницианства - монада - интерпретируется Л. в смысле наличия (дарованности Богом) в монаде потенц. и актуальной свободы. Это позволяет Л. дать иное в сравнении с Лейбницем объяснение проблемы мирового зла.

Философия Л. признавала возможность непосредств. созерцания сверхчувств. субстанций - духов и Бога. Царство Божие - совершенный организм, поэтому лишь в нем находит совершенное воплощение принцип «все имманентно всему», положенный в осн. системы Л.

«История рус. философии» Л. была издана на англ. яз. в 1951 и сразу приобрела широкую известность. Высокий теоретич. уровень при анализе филос. и богослов. проблем и блестящий стиль изложения сочетаются, однако, с нек-рой пристрастностью в оценках и односторонностью в освещении материала, что, по-видимому, связано с непосредств. участием в развитии рус. религ. философии, личным знакомством (симпатиями и антипатиями) со мн. ее представителями.

Соч.: Избранное. М., 1991; Условия абсолютного добра. М., 1991; Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992; Бог и мировое зло. М., 1994; Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995; Воспоминания. Жизнь и философский путь // Вопросы философии. 1991. № 10-12; История русской философии. М., 1991.

Лит.: Старченко Н.Н. Мир, интуиция и человек в философии И.О. Лосского. М., 1991; Г а й д е н к о П. П. Идеал-реализм и диалектика органической целостности (И.О. Лосский) / Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.