РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛОСЕВ Ал. Фед.

ЛОСЕВ Ал. Фед.

ЛОСЕВ Ал. Фед. ЛОСЕВ Ал. Фед. (1893-1988) -философ, историк философии, филолог. Род. в г. Новочеркасске, в семье преподавателя г-зии и музыканта. Блестяще окончив классич. г-зию, Л. поступил в Моск. ун-т, совершенствовал знания в Берлине и в 1915 закончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун-та по двум отделениям: классич. филологии и философии. Филос. мировоззрение Л. формируется под влиянием его связи с двумя объединениями философов: Психологии, об-вом при Моск. ун-те (рук. Г. Челпанов и Л. Лопатин) и Религ.-филос. об-вом памяти В. Соловьева, где участвовали Е. Трубецкой, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Иванов, П. Флоренский. Последний оказал особо сильное воздействие на Л., определив его исходное символикомифол. понимание идеи как лика запредельной сущности. С 1919 по 1930 Л. занимается науч. и преподават. деят-ностью, со 2-й пол. 1920-х гг. начинает издавать целую серию оригин. филос. произв. В 1930 -33 подвергался репрессиям как «идеалист-реакционер».

Творч. биография ученого распадается на две неравные части: период 1920-х - нач. 1930-х гг., когда он позволял себе быть религ. мыслителем, и период с 1933 по 1988, когда Л. был вынужден переключить свои силы на специализир. ист.-филос. иссл., воздерживаясь от собств. общемировоззренч. построений и используя офиц. диалек-тико-материалистич. формулы. В последний период он внес большой общепризн. вклад в отечеств. и мировое гуманитарное знание как историк философии и культуры, переводчик антич. и ср.-век. мыслителей. Его «История античной эстетики» стала настоящей энциклопедией антич. мыслит. форм, раскрывающей историю эллинской философии в целом. Гораздо менее изв. и исследовано творч. наследие раннего Л., религ.-филос. работы к-рого до недавнего времени не переиздавались с 1920-х гг. Философия раннего Л. довольно сложна, порой весьма эзотерична, но глубока и содержательна в силу оригин. синтеза православ. дух. онтологизма, эллинской филос. культуры и символико-мифологически понятой диалектики. В основном теоретич. построения раннего Л. являлись филос. осмыслением ортодокс. православия, обогащ. самостоят. проработкой опыта антич., классич. и новейшей философии. Мыслитель стремился дать диалектико-мифологич. обоснование теизма, преодолев сугубо рационально-логич. подход к первоосновам бытия. Это объясняет выдвижение на первый план в филос. мышлении Л. таких категорий, как символ, миф, личность, имя, являющихся синтезом чисто идеального и конкретно-бытийного, логич. и алогич., выражающих энергию первосущности, но в то же время скрывающих ее трансцендентное существо. В ранних работах Л. проявил себя как творч. православ. консерватор с жесткой оппозицией католицизму, к-рый он считал язычеством в христ-ве. Умно, точно, резко, подчас издевательски-иронично Л. критиковал возрожденч. («вырожденч.», согласно его терминологии) гуманизм, а также атеизм, материализм и коммунизм пролетарской мифологии, ничуть не возвышающийся, по мнению Л., над новоевроп., типично бурж. миропониманием с его либерально-гуманистич. и просветит. мещанством.

Вместе с Флоренским и Булгаковым раннего Л. можно отнести к крупнейшим представителям православно-церк. направления в рос. религ.-филос. подъеме 20 в.

Соч.: Античный космос и современная наука. М., 1927; Музыка как предмет логики. М., 1927; Философия имени. М., 1927; Диалектика художественной формы. М., 1927; Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1; Диалектика мифа. М., 1930; История античной эстетики (Софисты, Сократ, Платон). М., 1969; Высокая классика. М., 1974; Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Ранний эллинизм. М., 1977; Эстетика Возрождения. М., 1978; Поздний эллинизм. М., 1980; Последние века. М., 1988; Античность в контексте современности. Сб. памяти А.Ф. Лосева. М., 1990.