ЛОПАТИН Лев. Мих. (1855-1920) -проф. философии Моск. ун-та (с
1892); ред. ж. «Вопр. философии и психологии» (1894 - 1918); пред. Моск.
психологич. об-ва(1899- 1917). В споре с науч. (В. Вернадский) и религ.
(В. Соловьев и др.) рус. философией Л. ясно определил ее «третий путь»
- путь метафизич. познания действительности на осн. умозрит. метода, к-рый
дает «логич. оправдание и обоснование показаниям опыта и веры». Отправной
пункт метафизики - анализ состава и природы душевной жизни. В результате
такого анализа Л. приходит к «духовной субстанции» - осн. понятию своей
онтологии. Осн. мира - единый абс. дух (Бог), но и «каждый конечный дух
есть сверхвременный субстанциальный центр». Свобода для Л. есть «самоопределение
к действию», направл. на воплощение идеала, или «нравственно наилучшего».
Философию Л. отличает ясное понимание «единства рационального и иррационального»
как в познании, так и в действительности; осознание невозможности «логически
вывести» все содержание бытия из общих идей (критика панлогизма Гегеля),
а также необходимости для философии уяснить «внутреннюю логику бытия» (критика
«философии веры»).
Соч.: Положительные задачи философии: В 2 ч. М., 1886-91; Филос.
характеристики и речи. М., 1911.
Лит.: Огнев А. И. Л.М. Лопатин. Пг., 1922. (Библиогр.).