РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛОМОНОСОВ Мих. Вас.

ЛОМОНОСОВ Мих. Вас.

ЛОМОНОСОВ Мих. Вас. ЛОМОНОСОВ Мих. Вас. (1711-65) -ученый, писатель, организатор науки. Род. в семье поморского крестьянина-рыбака. Учился в Славяно-греко-лат. академии (1731 -35), Академич. ун-те (1736), в Германии (Марбург, 1736 - 39, Фрейбург, 1739-40). В 1741 возвратился в Петербург и начал службу в АН, с к-рой связана вся его дальнейшая деят-ность. В 1745 - проф. химии, принимает активное участие в работе разл. академич. департаментов (ист., географич. и др.), первый из акад. начинает читать лекции на рус. яз. (с 1745). В 1757 назначен одним из советников канцелярии АН, осуществляет рук-во ее уч. и науч. деят-ностью, много внимания уделяет Академич. г-зии и ун-ту, в 1759 составляет их устав. Идеи Л. легли в осн. создания Моск. ун-та (1755). Всегда стремясь к практич. деят-ности, Л. в 1753 основывает первую в России фабрику мозаики, сам создает неск. мозаичных картин. Всецело преданный науке, Л. отличался бескомпромиссностью и неуступчивостью, что создавало ему множество врагов, в полемике с к-рыми Л. часто бывал резок. Науч. творчество Л. отличалось редким многообразием. Ученый-энциклопедист, он выступал как химик, физик, астроном, геолог. географ и внес крупный вклад в развитие рус. науки. Много внимания Л. уделял также гуманитарным наукам и лит. творчеству, с к-рым в сознании современников и были связаны его заслуги перед Россией. Он автор ряда ист. соч. («Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого...», 1754 - 58 и др.), в к-рых, в частности, оспаривал норманскую теорию происхождения рус. гос-ва, а также филологич. трудов. В «Письме о правилах российского стихотворства» (1739), развивая идеи В. Тредиаковского и полемизируя с ним, изложил систему силлабо-тонич. стихосложения, в «Кратком руководстве к красноречию. Книга первая, в которой содержится Риторика» (1748) разработал свод правил построения худож. речи и предложил теорию тропов. В нее он включил свои стихотворные произв. и пер. антич. и зап.-европ. авторов, благодаря чему «Риторика» ознакомила читателя с разнообразными направлениями европ. мысли и лит-ры. Важную роль в истории лит. яз. сыграло «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке», где, выделяя на основе риторич. традиции «три штиля», Л. разграничивает старослав. и рус. языковые стихии, систематизирует лексику, определяет стилистич. окраску «штилей» и их функции. Нормативно-стилистич. подход характерен и для «Русской грамматики» (1755 - 57) - одной из первых науч. кн. о рус. яз. в собств. смысле слова. В своих торжеств. речах («Слово похвальное... государыне императрице Елизавете Петровне...», 1749; «Слово похвальное... государю императору Петру Великому», 1754 - 55 и др.) на практике воплощал свои теоретич. идеи. Начало поэтич. творчества Л. датируется 1739. Писал в разных жанрах, осн. место в его творчестве занимали торжеств. и дух. оды. В торжеств. одах, посв. царствующим монархам, Л. рисует эпический облик России - «шестой части света», связанной и с Западом, и с Востоком. Образ адресата (монарха) имеет в них характер идеала, к к-рому должно стремиться. Важное место в торжеств. одах занимают также темы мира («Ода на день восшествия на... престол... государыни Елизаветы Петровны», 1747), просвещения, наук. Последняя затрагивалась Л. и в др. жанрах («Письмо о пользе стекла», 1753). Генетически связ. с торжеств. красноречием, торжеств. оды Л. отличаются сложной образностью и метафоричностью стиля, им свойственны «лирический восторг» и «парение». К торжеств. одам примыкает и неоконч. героич. поэма «Петр Великий» (1756 - 61). -В дух. одах Л. развиваются мотивы страданий человека (переложение псалмов) и одновременно идея гармонии Вселенной, разумность к-рой искупает людские горести («Ода, выбранная из Иова», 1743 - 51). В «Утреннем размышлении о Божием величестве» и «Вечернем размышлении о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743) соединил проблематику дух. оды с изложением своих науч. теорий. Л. также автор трагедий «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1750 - 51). Лит. репутация Л. была необычайно высока, его соч. в 18 в. переводились на мн. европ. яз. При жизни Л. в России дважды выходили собр. его соч. (1751, 1757-59).

ЛОМОНОСОВ Мих. Вас.

М.В. Ломоносов. Неизв. худ. 18 в.