РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(греч. - логика) - 1) Способность правильно мыслить. 2)
Учение о последовательности и методах познания. Учения о логич. аксиомах,
понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую Л. Прикладная
Л. охватывает учение об определении, доказательстве, методе и системе.
Л. как наука - учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством
понятий. Л. служит повышению форм. точности сознания и объективности содержания
мышления и познания. Как самостоят. наука Л. слова была создана Аристотелем.
Слово «Л.» появилось у стоиков, к-рые, наряду с неоплатониками, уточнили
отд. ее моменты. В ср. века в Зап. Европе Л. была церк.-школьной дисциплиной,
одним из семи обязат. эл-тов христ. образованности. Значительно ее место
в итоговой философии средневековья - схоластике, тяготеющей к формально-схематичной
систематизации. С 17 в. стало заметным влияние на Л. сфер мысли, связ.
с математикой. В России интерес к Л. поддерживался преим. в дух. уч. заведениях,
где ориентировались на традиц. аристотелевскую Л. Однако рус. логики всегда
были в курсе эволюции мировой логич. мысли, включая начавшееся в 19 в.
бурное развитие символич. (математия.) Л. Новые идеи активно перерабатывались
и фрагментарно вклюяались в традиц. курсы (Ф. Козловский, М. Троицкий и
др.). Собственно логия. иссл. были начаты П. Порецким, М. Карийским в кон.
19 в. В нач. 20 в. стали складываться логич. школы: Одесская математич.
(И. Слещинский, Е. Буницкий, С. Шатуновский), школы в Казанском (Н. Васильев)
и Львовском ун-тах (С. Лесневский и др. - впоследствии авторитетнейшая
Львовско-варшавская логич. школа), в Петербурге (Л. Рутковский, А. Введенский,
С. Поварнин), Москве (П. Флоренский). Однако после 1917 процесс формирования
логич. культуры в России был прерван. Для сов. периода характерно очевидное
снижение логич. культуры об-ва, заметное прежде всего в политич. жизни,
полемике, обыденном сознании. В ср. и высших школах отсутствовало преподавание
Л. Ее кафедры имеются лишь в неск. ун-тах. В России в наст. время сложились
3 осн. предметные обл. Л.: т. н. «диалектич. Л.», вырастающая из комментирования
и анализа марксовой интерпретации гегелевского учения о методе (Э. Ильенков,
А. Шептулин и др.); традиц. формальная Л. - своеобразный синтез аристотелевской
Л. и фрагментов совр. символич. Л. (работы В. Асмуса, Д. Горского и др.);
собственно логич. исследования (символич. Л.) (П. Новиков, А. Марков).