РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛОГИКА

ЛОГИКА

ЛОГИКА ЛОГИКА

(греч. - логика) - 1) Способность правильно мыслить. 2)

Учение о последовательности и методах познания. Учения о логич. аксиомах,

понятии, суждении и умозаключении, взятые вместе, образуют чистую Л. Прикладная

Л. охватывает учение об определении, доказательстве, методе и системе.

Л. как наука - учение о мышлении в понятиях, но не о познании посредством

понятий. Л. служит повышению форм. точности сознания и объективности содержания

мышления и познания. Как самостоят. наука Л. слова была создана Аристотелем.

Слово «Л.» появилось у стоиков, к-рые, наряду с неоплатониками, уточнили

отд. ее моменты. В ср. века в Зап. Европе Л. была церк.-школьной дисциплиной,

одним из семи обязат. эл-тов христ. образованности. Значительно ее место

в итоговой философии средневековья - схоластике, тяготеющей к формально-схематичной

систематизации. С 17 в. стало заметным влияние на Л. сфер мысли, связ.

с математикой. В России интерес к Л. поддерживался преим. в дух. уч. заведениях,

где ориентировались на традиц. аристотелевскую Л. Однако рус. логики всегда

были в курсе эволюции мировой логич. мысли, включая начавшееся в 19 в.

бурное развитие символич. (математия.) Л. Новые идеи активно перерабатывались

и фрагментарно вклюяались в традиц. курсы (Ф. Козловский, М. Троицкий и

др.). Собственно логия. иссл. были начаты П. Порецким, М. Карийским в кон.

19 в. В нач. 20 в. стали складываться логич. школы: Одесская математич.

(И. Слещинский, Е. Буницкий, С. Шатуновский), школы в Казанском (Н. Васильев)

и Львовском ун-тах (С. Лесневский и др. - впоследствии авторитетнейшая

Львовско-варшавская логич. школа), в Петербурге (Л. Рутковский, А. Введенский,

С. Поварнин), Москве (П. Флоренский). Однако после 1917 процесс формирования

логич. культуры в России был прерван. Для сов. периода характерно очевидное

снижение логич. культуры об-ва, заметное прежде всего в политич. жизни,

полемике, обыденном сознании. В ср. и высших школах отсутствовало преподавание

Л. Ее кафедры имеются лишь в неск. ун-тах. В России в наст. время сложились

3 осн. предметные обл. Л.: т. н. «диалектич. Л.», вырастающая из комментирования

и анализа марксовой интерпретации гегелевского учения о методе (Э. Ильенков,

А. Шептулин и др.); традиц. формальная Л. - своеобразный синтез аристотелевской

Л. и фрагментов совр. символич. Л. (работы В. Асмуса, Д. Горского и др.);

собственно логич. исследования (символич. Л.) (П. Новиков, А. Марков).