РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛИВАНОВ Бор. Ник.

ЛИВАНОВ Бор. Ник.

ЛИВАНОВ Бор. Ник. ЛИВАНОВ Бор. Ник. (1904-72) актер. Окончил Театр. школу при МХАТ в 1924 и был принят в труппу т-ра, где проработал до 1970. Л. сразу стал одним из ведущих актеров МХАТа, его роли были созданы под непосредств. рук-вом К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Огромное влияние на молодого Л. оказали В. И. Качалов и Л.М. Леонидов. Первая работа Л. на сцене МХАТа - роль кн. Андрея Шуйского в спектакле «Царь Феодор Иоаннович» (1924). Затем последовали роли, принесшие Л. заслуженное признание, - Павел Потемкин («Пугачевщина», 1925), Оболенский («Николай I и декабристы», 1926), Бондезен («У врат царства», 1927), Аполлос («Унтиловск», 1928), Емельян Черноземный («Квадратура круга», 1928), Кассио («Отелло», 1930), Граф Альмавива («Женитьба Фигаро», 1931), Кимбаев («Страх», 1931), Наркис («Горячее сердце», 1932), Кавалер ди Риппафрата ( «Хозяйка гостиницы», 1933 ), Ноздрев («Мертвые души», 1934), Кудряш («Гроза», 1934), Муарон («Мольер», 1936), Швандя («Любовь Яровая», 1936), Гетман («Дни Турбиных», 1937), Чацкий («Горе от ума», 1940), Соленый («Три сестры», 1940), Рыбаков («Кремлевские куранты», 1942), Огнев («Фронт», 1942). В послевоенные годы Л. сыграл на сцене МХАТа роли Астрова («Дядя Ваня», 1947), Ломоносова («Ломоносов», 1953), Забелина («Кремлевские куранты», 1956), Дмитрия Карамазова («Братья Карамазовы», 1960), Егора Булычева («Егор Булычев и другие», 1963).

Л. был постановщиком спектаклей «Ломоносов» (1953), «Братья Карамазовы» (1960), «Егор Булычев и другие (1963), «Чайка» (1968) и др. С 1924 Л. снимался в кино. Среди его киноролей - Морозко («Морозко», 1924), Терещенко («Октябрь», 1927), Дубровский («Дубровский», 1936), Бочаров («Депутат Балтики», 1937), Пожарский («Минин и Пожарский», 1939), Муров («Без вины виноватые», 1945), Николай I («Глинка», 1946), Руднев («Крейсер Варяг», 1947), Ломоносов («Михаиле Ломоносов», 1955), Генерал Федорченко («Поэма о море», 1958), Максим Яценко («Слепой музыкант», 1961), Седов («Степень риска», 1969) и др.

Многолетняя дружба связывала Л. с Б.Л. Пастернаком, Вс. И. Ивановым и др. деятелями культуры. На протяжении всей жизни Л. занимался изобразит. иск-вом. Популярностью пользовались его дружеские шаржи на К.С. Станиславского, Вл.И. Немировича-Данченко, Вс.Э. Мейерхольда, М.М. Тарханова, И.М. Москвина, С.М. Эйзенштейна, Н.К. Черкасоваидр.