ЛИТУРГИЯ - 1) Обществ. повинность в греч. полисах, сопряж. с
денежными издержками, к-рую по очереди брали на себя богатые граждане.
В др. Афинах Л., по-видимому, появились при Со лоне (нач. 5 в. до н. э.).
К несению Л. привлекались все граждане, чье имущество превышало 3 таланта,
причем в 4 в. эта форма благотворительности из добровольной стала практически
принудит. В число Л. входили триерархия (снаряжение воен. корабля, триеры),
хорегия (содержание хора для постановки трагедий), гимнасиархия (содержание
гимнасиев) и др. В Др. Риме аналогичные повинности назывались мунера. 2)
Со 2 в. н. э. Л. - главное христ. богослужение, на к-ром совершается таинство
евхаристии. По церк. преданию, Л. включает ритуальные действия, символизирующие
жизнь и смерть Христа, чтение отрывков из Библии, молитвы и песнопения.
Согласно христианской традиции Л. была установлена самим Иисусом Христом
на тайной вечере. Окончат. вид Л. приобрела в 6 в., когда в Вост. церкви
в основном сложились 2 главных типа (чина) Л. - Л. Иоанна Златоуста и Л.
Василия Великого, отлич. друг от друга редакцией, а также протяженностью
молитв и песнопений (Л. Василия Великого является более протяж. по времени).
Л. начинается проскомидией (от греч. - приносить), к-рая происходит в алтаре
при закрытых дверях. Строго соблюдая ритуал, священник вырезает части из
пяти (у старообрядцев из семи) просфор и наливает вино в чашу. Затем следует
Л. оглашенных, т. е. тех, кто готовится к крещению, на к-рой могут присутствовать
и эти последние. Центр. место среди молитв и песнопений занимает выход
клира из алтаря с Евангелием. Эта часть Л. подводит верующих к совершению
таинства причащения. Третья часть - только для верующих - называется Л.
верных. Гл. обряды совершаются в алтаре. Читая особую молитву, священник
смешивает вино с водой, опускает хлеб в вино, освящает дары, превращающиеся
, по убеждению церкви, в тело и кровь Христовы. Причащаются сначала священник
и дьякон, а затем миряне. В правое л. церкви Л. может совершаться каждый
день, за нек-рыми исключениями (как правило, это Л. Иоанна Златоуста).
Л. Василия Великого проводится 10 раз в году: в воскресенья 5 недель Великого
поста, в четверг и субботу страстной недели, накануне Рождества и Богоявления,
1 (14) янв. - в день памяти Василия. В среду и пятницу каждой недели Великого
поста и в первые три дня страстной недели служат Л. преждеосвящ. даров
(на ней используются дары, освящ. накануне), поэтому она не имеет проскомидии,
а Л. верных сокращается. Католич. Л. (месса) проводится на лат. яз., протестант.
- на родном яз.; по составу и чину они отличаются друг от друга и от правосл.
Л.