РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛИТОГРАФИЯ

ЛИТОГРАФИЯ

ЛИТОГРАФИЯ ЛИТОГРАФИЯ - графич. техника, прообраз плоской печати; произведения, выполненные в этой технике; предприятие, делающее такую печать. Техника Л. представляет собой способ плоской печати, при к-ром оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской формы непосредств. на бумагу. Печатной формой служит поверхность камня (известняка), на к-рую наносится изображение: пером или кистью - спец. жирная тушь по гладкой поверхности или спец. литографским (жирным) карандашом - по зернистой поверхности камня. После этого камень подвергают травлению кислотой, к-рая воздействует на непокрытую (чистую от рисунка) поверхность. Затем рис. смывается и на увлажненный камень наносится типографская краска. Она пристает только к непротравленным, т.е. зажиренным краской, частям камня - тем, на к-рых был нанесен рисунок, и в точности соответствует ему. Печатание производится на особом станке. Многотиражная Л. печатается на плоских литографских машинах. Л. изобретена А. Зенефельдером (Германия, 1798), открывшим в 1806 1-ю литогр. мастерскую в Мюнхене; 2-й мастерской Л. стала парижская, 3-й - петербургская (1816). Со 2-й четв. 19 в. Л. стала очень популярна как у художников, так и у потребителей; применялась для воспроизв. картин, изготовления книж. илл., карт, эстампов, плакатов и т. п., сыграла важную роль в развитии карикатуры, илл-ции, плаката. Л. была осн. средством цветного репродуцирования живописи. Уже в 1820-х гг. появился специфич. язык иск-ва Л., к-рая развивалась особ. интенсивно во Франции в русле иск-ва романтизма. Крупнейшие европ. художники того времени, работавшие в технике Л.: Ф. Гойя, Т. Жерико (анималистич. и жанр, сцены), Р. Бонингтон, Э. Делакруа (илл. к И.В. Гете и У. Шекспиру), О. Домье (оказавший большое влияние на развитие Л.), П. Гаварни, А. фон Менцель. Во Франции и Англии получила распространение видовая Л., уже в 1820-х гг. появилась литографич. карикатура. После непродолжит. упадка новый подъем Л. связан с Э. Мане, углубившим ее худож. возможности; к Л. обращаются О. Ренуар, Э. Дега, К. Писарро, Т. Стейнлен, А. де Тулуз-Лотрек (цветной эстамп), К. Кольвиц, нем. экспрессионисты, П. Пикассо, Д. Сикейрос, М. Шагал. Успех Л. был обусловлен свободой исполнения, разнообразием допускаемых техникой худ. ср-в, сочетанием простоты техники с точностью воспроизведения, многотиражностью и отсюда - дешевизной Л. Иногда Л. условно считают разновидностью иск-ва гравюры, с к-рой Л. объединяют прежде всего ориентированность на тираж и вытекающие из этого жанровые свойства. Вскоре после изобретения Л. стала непременным элементом худ. убранства любого жилого интерьера.

ЛИТОГРАФИЯ

Литография К. Беггрова по рис. И. Бернардацци. Вид Пятигорска. 1834

В России первыми обратились к Л. А. Орловский, О. Кипренский, А. Венецианов (1-я пол. 19 в.). Тогда же творили знаменитые графики-пейзажисты; С. Галактионов, А. Мартынов, К. Беггров и др. В сер. 19 в. появляется жанровая и сатирич. Л. (И. Щедровский, В. Тимм), традиции к-рой развиваются во 2-й пол. века П. Шмельковым, П. Боклевским. В кон. 19 - нач. 20 в. в технике Л. работали такие мастера, как И. Шишкин (пейзаж), И. Репин (илл., жанровые сцены), В. Серов (портрет), К. Юон (пейзаж), К. Богаевский (пейзаж), Н. Гончарова, М. Ларионов (литографированные книги), М. Добужинский (образы Петрограда), Б. Кустодиев (книжная илл.). В последующие годы Л. продолжали П. Кузнецов (пейзаж), К. Рудаков, М. Родионов, Е. Чарушин (кн. илл.), Г. Верейский (портрет). Как и судьба гравюры, судьба Л. определялась возможностями тиражирования и репродуцирования - на первом этапе и самостоят. худож. св-вами техники, создающими свои стили и жанры, - в дальнейшем, когда с развитием фотограф, техник репродуцирования Л. стала независима от живописи. С 1930-х гг. Л. как средство репродуцирования вытесняется офсетной печатью и используется гл. обр. для автолитографий и эстампов.

На основе собственно Л. развились многочисл. модифицированные техники. Оригинал может исполняться не только на камне, но и на цинковой или алюминиевой пластинке, или на корнпапире - зернистой переводной бумаге с клеевым слоем (автография). Наиб. известны также хромолитография - цветная Л., исполняемая на неск. камнях (по числу осн. красок), с возможным наложением для образования промежут. тонов; гравюра на камне, выполняемая металлич. иглами по травленому литографскому камню.

Лит.: Коростин А. Ф. Начало литографии в России. М., 1943; Он же. Рус. литография XIX в. М., 1953; Суворов П. И. Иск-во литографии. М., 1952; Флекель М. И. Иск-во и полиграфия. М., 1963.