ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ И КРУЖКИ - с сер. 18 в. оригин. форма проявления
интеллект. и лит.-худож. жизни образов. части рус. об-ва. Л.С. - явление
послепетровской эпохи, их возникновение связано с европеизацией форм обществ.
жизни при Петре I. Л.С. устраивались в частных домах; объединяя людей,
близких по кругу умственных и худож. интересов, талантливых писателей,
художников, музыкантов, обществ. деятелей, становились культ. центрами
и оказывали влияние на обществ.-политич. и лит.-худож. жизнь. В сер. 18
в. заметную роль в лит. движении играл Л.С. графа И. Шувалова, где бывали
М. Ломоносов, А. Сумароков, Г. Державин. В 80-е гг. эта роль перешлак Л.С.
Державина, объединявшему А. Оленина, И. Богдановича, Н. Львова, В. Капниста,
И. Хемницера, а также А. Шишкова, Д. Хвостоваидр. - будущих членов «Беседы
любителей рус. слова». Расцвет Л.С. в России относится к 1-й пол. 19 в.
В истории рус. культуры заметное место занимают Л.С. 3. Волконской, Е.
Карамзиной, А. Смирновой, Е. Хитрово и Д. Фикельмон, А. Елагиной, Е. Ростопчиной,
К. Павловой, М. Виельгорского, В. Соллогуба и др. С ними связаны имена
А. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова. В моск. доме Елагиной и связанных
с ним домах Д. Свербеева, А. Кошелева, А. Хомякова родилось славянофильство.
Широтой худож. и научных интересов отличался Л.С. князя В. Одоевского.
Л.С. Виельгорского вошел в историю рус. муз. культуры. Разновидностью Л.С.
были и ежедневные лит. вечера (у Жуковского, Н. Греча, А. Воейкова, С.
Аксакова, П. Чаадаева, Н. Кукольника и др.) Л.С. были и в провинц. городах,
особенно в крупных культ., университетских центрах (Харьков, Казань и др.)
Если лит. об-ва в нач. 19 в. имели офиц. статус (Об-во любителей рус. слова,
Об-во любителей словесности, наук и художеств и др.), то кружки представляли
собой более мелкие, неофиц. образования, группировались вокруг отд. лиц,
функционировали в домашней обстановке или возникали в уч. заведениях (при
Царскосельском лицее, Пед. ин-те, Моск. ун-те и др.) Заметный след в ист.
лит-ры оставило Дружеское лит. об-во, связанное с именами бр. Тургеневых
и Жуковского (1800-е гг.). Ярко обозначил себя в лит. борьбе «архаистов»
и карамзинистов «Арзамас» (1815 - 18), в к-ром деятельно участвовали Жуковский,
Батюшков, Вяземский, В. Пушкин, А. Тургенев, А. Пушкин. С именем Пушкина
связан Л.К. «Зеленая лампа» (1819-20). В 20-е гг. появляются Л.К., объединяющиеся
на основе эстетико-теоретич. и филос. (шеллингианство) интересов (кружки
А. Мерзлякова, С. Раича, кружок любомудров). В 1830 - 40-е гг. при Моск.
ун-те возникают студенч. кружки, из к-рых вышли знаменитые деятели лит.
и обществ. мысли (кружки Н. Станкевича, А. Герцена и Н. Огарева, В. Белинского).
Здесь формировалась либерально-западнич. и рев.-демократич. интеллигенция,
укрепилось противостояние и развернулась полемика между славянофилами и
западниками. Дух кружковой жизни запечатлен в худож. лит-ре («Былое и думы»
Герцена, «Рудин» И. Тургенева и др.). В 40-е гг. появляются кружки разночинной
демократич. интеллигенции: И. Введенского, С. Дурова, А. Плещеева, М. Буташевича-Петра-шевского
- здесь вопросы лит. переплетались с политич., изучались произв. основателей
системы утопич. социализма (Р. Оуэн, Э. Кабе, Ш. Фурье и др.). В 40-60-е
гг. кружки складываются и вокруг ред. крупных ж. (кружок ред. «Современника»
и др.). Установившиеся формы функционирования Л.С. и К. существовали и
в 70 - 90-е гг. (Л.С. А. Философовой, пятницы Я. и Ж. Полонских и др.).
Новый расцвет Л.С. и К. происходит в кон. 19 - нач. 20 в. Оставили заметный
след в ист. лит-ры «Среды» в доме Н. Телешова, объединение участников сб.
товарищества «Знание» (М. Горький, И. Бунин, А. Куприн, Л. Андреев и др.).
Разнообразие форм лит. жизни наблюдается в символистской среде: в Москве
кружок «аргонавтов», вечера в Об-ве свободной эстетики и Лит.-худож. кружке,
петерб. Л.С. 3. Гиппиус и Д. Мережковского, Ф. Сологуба и А. Чеботаревской,
«Среды на башне» у В. Иванова; кружки вокруг ж. и изд-в «Мир иск-ва», «Новый
путь», «Весы», «Аполлон», «Гриф», «Мусагет» и др.; Л. К., из к-рых рождались
новые течения: акмеистич. «Цех поэтов», кружок футуристов «Центрифуга»
и др., богемные лит.-артистич. кабаре «Бродячая собака» и «Привал комедиантов».
Оживлению салонной жизни способствовал расцвет деят-ности меценатов (М.
Морозова, С. Щукина, Н. Рябушинского и др.). В послерев. эпоху формы интеллект.
и лит.-худож. жизни приобретают аскетич. характер. Преобладают объединения
кружкового типа: лит. (возобновл. «Цехпоэтов», «Звучащая раковина» в Петрограде),
религ.-филос. (кружок С. Аскольдова, кружок «Воскресение» и др.), научные
и ист.-краеведческие кружки и семинары при разл. ин-тах и ред. Высылка
в 1922 за границу философов, писателей, ученых, репрессии против интеллигенции,
преследование разного рода объединений и кружков ведут к унификации лит.
жизни, к стиранию ее своеобразия. Объединения могут существовать только
при условии их офиц. характера: при Союзе писателей, на производстве, в
уч. заведении.