ЛИРА - 1) Древнегреч. инструмент. сходный по принципу устройства
с совр. арфой: каждая струна Л. позволяла взять только один тон - основной.
2) На окраинах администр. терр. России, вблизи границы с Украиной (Орловская
обл., Ростовская обл.) бытовала колесная Л. - струнный муз. инструмент.
распростр. по всей Европе и изв. под многочисл. назв.: языч. Л., крестьянская
Л., Л. нищих и др. Колесная Л. имеет корпус, напоминающий виолончель, но
неск. меньший, на к-ром размещены три струны, закрывающиеся дерев. футляром;
клавиатуру, позволяющую изменять амплитуду колебаний одной из струн для
получения нескольких звуков и простейшей мелодии, а также обтянутое войлоком
колесо у основания корпуса с ручкой для его вращения. При игре музыкант
вращает колесо без перерыва, оно касается всех струн одноврем. и приводит
их в звучание, причем две нижние струны дают тянущийся бас, как на волынке
или дуде, а на третьей, верхней музыкант исполняет мелодию. С колесной
Л. по Украине ходили слепцы-нищие и пели, подыгрывая себе, причем во время
пения звучали нижние струны, а на третьей исполнялся наигрыш в виде интерлюдии
между строфами. Полагают, что колесная Л. ведет свое происхождение от монохорда
Пифагора, к к-рому позднее были пристроены другие части конструкции Л.
В Византии в 10 - 13 вв. Л. была изв. под названием «органиструм» и
была так велика, что ею управляли 2 человека. Имела долгую жизнь в професс.
муз. культуре, временами исчезая и вновь возрождаясь в разных модификациях
- то под именем «симфония» (13-16 вв.), то «вьель» (Франция, начиная с
15 в.).