ЛИОЗНОВА Тат. Мих. (род. 1924) -кинорежиссер, нар. артистка СССР
(1984). В 1949 окончила реж. ф-т ВГИКа (мастерская С. Герасимова и Т. Макаровой)
и в том же году была зачислена в штат киностудии им. Горького. Самост.
постановки с 1958. В 1962 Л. преподавала во ВГИКе, в мастерской Герасимова
и Макаровой. В 1975 - 80 вместе с Л. Кулиджановым руководила актерско-реж.
мастерской во ВГИКе. В ф., постав л. Л., явственно проступает «женское
начало» ее режиссуры. Оно ощущается и в доброте, тепле, нек-рой сентиментальности
ее картин, и в том, что в центре многих из них - история женщины, превратности
жен. судьбы. Фильмы Л. 1960-х гг. «Евдокия» (1961) и «Три тополя на Плющихе»
(1967) окрашены в мелодрам. тона, особенно последний: тема неотвратимого
рока, победа нравственности над страстью, морализаторство. Сохраняя и далее
интерес к показу жен. судеб, Л. в 1982 поставила ф. «Карнавал». Но время
изменило реж. почерк Л., он стал 6. жестким, ироничным, порою экстравагантным.
«Карнавал» - уже не мелодрама, а комедия, муз. шоу. Есть в творчестве Л.
и ф. по содержанию сугубо «мужские», напр. «Мы покоряем небо» (1963) -
о летчиках. В поставленном ею по ром. Ю. Семенова телесериале «Семнадцать
мгновений весны» (1973, Гос. премия РСФСР, 1976) почти нет жен. ролей.
При этом ф. насыщен лиризмом; мягкий голос Е. Копеляна за кадром; задушевные
песни на музыку М. Таривердиева. В военный, строгий и абсолютно «мужской»
мир ром. Семенова Л. сумела внести интонацию доброты и особой сердечности
- качества, присущие всему ее творчеству. Среди др. фильмов Л.: «Мы, нижеподписавшиеся...»
(1980), «Конец света с последующим симпозиумом» (1986). Лит.: Г
е р б е р А. Беседы в мастерской. М., 1981; Пайкова Л. Ю. Стратегия успеха.
М., 1988.