РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Д. С. Лихачев
Осн. область научных интересов Л. - др.-рус. лит-pa, к-рую он рассматривал в единстве с историч. контекстом, нар. поэзией, изобразит. иск-вом. Это предполагало особое внимание к общим проблемам худ. времени и пространства, теории стилей и жанров. Л. принадлежит разработка истории стилей др.-рус лит-ры, теории жанров рус. ср.-век. лит-ры, историко-культурной концепции, связанной с понятием лит. этикета, постановка и иссл. проблемы худож. времени в фольклоре, ср.-век. лит-ре и лит-ре нов. времени, установление связи театрального времени с эмансипацией в лит-ре худож. времени от реального.
Общекультурная направленность проявилась в серии работ Л. и его сотрудников, посв. проблеме смеховой культуры в Др. Руси.
Занимаясь изуч. рус. летописей как худож. текстов и историч. памятников, Л. отстаивал идею примата сознат. редактирования текстов летописцами и впервые поставил проблему летописных жанров; разрабатывал текстологию и источниковедение др.-рус. лит-ры, создал теорию текстологии как самост. науку. Л. ввел в науку новый взгляд на значение 17 в. в истории рус. культуры, отстаивал идею непрерывности культ. развития России.
С 1970 Л. возглавил редколлегию академич. серии изданий «Литературные памятники», неоднокр. писал предисловия и сопроводит. статьи к этим изданиям («Петербург» А. Белого, «Воспоминания» А. Бенуа и др.). В эти же годы Л. публикует многочисл. работы, посвященные рус. лит-ре нового времени.
Л. как исследователю лит-ры и культуры свойствен взгляд на историю как на процесс не изменений, а накоплений; интерес к прошлому интерпретируется как забота о будущем. Воспринимая культуру как целостность, Л. уделял особое внимание сохранению ее материальных памятников, прежде всего архитектурных. В 1979 Л. публикует ст. «Экология культуры», ставшую манифестом нового подхода к памятникам культуры. Л. впервые определил культ. среду (культ. пространство) как необходимую компоненту жизни человека и тем самым перенес внимание с частных задач сохранения и реставрации памятников на задачи изучения культ. среды как целого и ее развития. В последующих работах Л. дал образцы научного эколого-культ. исследования.
В кн. «Поэзия садов» (1982) садово-парковое иск-во впервые было рассмотрено как общекульт. семиотич. явление, отражающее во всей полноте великие культурно-худож. стили и лежащие в их основе мировоззренч. системы. Именно семиотич. аспект подчеркнут подзаголовком 2-го издания (1991) «Сад как текст». Под прямым воздействием «Поэзии садов» аналогичные принципы были распространены исследователями на изучение интерьера и городской среды.
Благодаря деят-ности в защиту памятников культуры Л. стал широко известен и с 70-х гг. воспринимался как воплощение интеллигентности и человеч. достоинства. Возглавленный им в 1986 Сов. Фонд культуры стал одним из центров культурной жизни страны. Чл.-корр. (1953), акад. (1970). Лауреат Сталинской (1952) и Гос. премий (1969 Л 993). Герой Соц. труда (1986), 1-й почетный гражд. СПб., 1-й кавалер орд. Андрея Первозванного.
Соч.: Избранные работы: В 3 т. Л., 1987; Текстология: На материале рус. лит. X - XVII вв. 2-е изд., перераб. и доп. Л., 1983; Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992; Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. 3-е изд., испр. и доп. М., 1998.
Лит.: Дмитрий Сергеевич Лихачев / Вступ. ст. В.П. Адриановой-Перетц и М.А. Салминой; Сост.: М.А. Салмина, Г.Н. Финашина. 3-е изд., доп. М., 1989. (Материалы к биобибли-огр. ученых СССР. Сер. лит. и яз.; Вып. 17); Литература о жизни и трудах академика Дмитрия Сергеевича Лихачева за 1988-1996 гг./ Сост. М.А. Салмина //Тр. Отдела древнерусской литературы / Ин-т рус. лит. РАН (Пушкинский Дом). СПб., 1997. Т. 50. С. 71-82.