РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛЕВИТИН Мих. Зах.

ЛЕВИТИН Мих. Зах.

ЛЕВИТИН Мих. Зах. ЛЕВИТИН Мих. Зах. (род. 1945) реж., драматург. Окончил реж. ф-т ГИТИСав 1967 (кл. Ю.А. Завадского). В 1966 - 77 осуществил 10 пост. в т-рах Москвы, Ленинграда, Риги, Казани. Среди них: «Алиса в Зазеркалье» (1972, Лит. т-р Всесоюзного театр. об-ва); «Концерт для...» М. Жванецкого (1974, Ленингр. т-р комедии); «Странствия Билли Пилигрима» по К. Воннегуту и «Фантазии Фарятьева» А. Соколовой (1975, 1976, Центр. академич. т-р Сов. Армии); «Мерси» по Б. Окуджаве (1977, Рижский Т-р юного зрителя). С 1978 фактически руководит Моск. т-ром миниатюр (позже переименован в Моск. т-р «Эрмитаж»), хотя официально назначен гл. реж. в 1987. Его режиссура поистине авторская: сам пишет тексты для своих спектаклей, ставит в осн. реж. композиции на осн. редко или никогда не исполнявшихся произв., выступает как художник-исследователь. Особенно его интересует сов. иск-во 1920 -30-х гг. (лит. монтаж «Мы собрались здесь» на осн. произв., док-тов, биографич. мат-лов Б. Пастернака, И. Бабеля, Ю. Олеши, М. Кольцова, Вс. Иванова, Вс. Вишневского, Вс. Мейерхольда, 1986). Л. обращает особое внимание на творчество «обэриутов». В т-ре «Эрмитаж» идут его постановки «Хармс! Чармс! Шардам!» (1982), дет. спектакль «Чиж» и «Еж» (худож. рук. пост. реж. Е. Ратинер, 1988), «Вечер в сумасшедшем доме» (1989) по стихам и прозе, драматургии Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого и др. Л. является организатором междунар. фестиваля «Обэриу» на базе своего т-ра (с 1990). Текстологически изучив черновики незаверш. пьесы Ю. Олеши, ставит собств. вариант («Нищий, или Смерть Занда», 1986). По принципу коллажа объединяет или перерабатывает совр. зап. и сов. прозу: «Хроника широко объявленной смерти» по К. Воннегуту, Г. Маркесу, А. Моравиа, Ю. Трифонову (1983); песни бардов: «Галич» (1988); классич. прозу: «Чехонте в Эрмитаже» (1981), «Здравствуйте, господин де Мопассан» (1984); «Скверный анекдот» по Ф. Достоевскому (1987). Спектаклям Л. свойственны праздничная театральность, сочетание лирики и гротеска, психологич. эксцентрики, клоунады. Он любит водевиль, оперетту: «Соломенная шляпка» Э. Лабиша (1985), «Парижская жизнь» Ж. Оффенбаха (1991).

Соч.: Чужой спектакль. М., 1982; Болеро: Повести и рассказы. М., 1983; Мой друг верит. М., 1989.