ЛЕВИТАН Исаак Ил. (1860-1900) живописец. Род. в бедной еврейской
семье в местечке Кибарты в Литве, сын мелкого жел.-дор. служащего. С 1873
учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у А.К. Саврасова и В.Д.
Поленова. С 1898 - акад. пейзажной живописи, преподавал в родном уч-ще.
От своих учителей Л. воспринял: от Саврасова - тщательность изучения натуры,
умение видеть и передавать поэтич. содержание обыденного; от Поленова -
опыты приближения к пленэрной живописи. От детализации и жанровой повествовательности,
воплощенных скупым, нередко сумрачным колоритом в ранних произв. («Вечер»,
1877; «Солнечный день. Весна», 1877), Л. к нач. 80-х гг. переходит к раскрытию
тончайших состояний природы, атмосферы, к созданию цельного эмоц. образа
(«Осенний день. Сокольники», 1879): в 1880-х гг. в его творчестве рождается
пейзаж настроения, побуждающий осмыслять природу как выражение движений
человеческой души. С 1884 Л. - участник выставок Т-ва передвижников. Большое
влияние на развитие его творчества оказали поездки в Крым (1886) и на Волгу
(1886 и 1888): Л. открыл для себя величие волжских просторов, ставших в
его творчестве одной из гл. тем («Вечер на Волге» 1886 - 88; «После дождя.
Плес»; «Вечер. Золотой Плес», 1889). В конце 1880-х гг. Л. достигает ясности
композиции, четкости пространств. планов, связанных уравновешенным цветовым
строем («Два плеса», 1889). К кон. 1880-х гг. Л. - знаменитый художник,
с 1891 - член Т-ва передвижных худож. выставок. Он совершает четыре поездки
в страны, традиционно бывшие предметом внимания пейзажистов и определившие
некогда создание и развитие пейзажного жанра: в Италию, Францию, Швейцарию
(1890, 1894, 1897, 1898). В 1890-х гг. конкретный ландшафт сменяется в
его творчестве воплощением самого характера рус. природы. Насыщенность
светом, прозрачность цветов в ряде работ последнего 20-летия созвучны стилистике
импрессионизма («Березовая роща. Март», 1885 - 89; «Свежий ветер. Волга»,
1891-95; «Вечерний звон», 1892; «Золотая осень», 1895) - и эта близость
к импрессионизму отвечает исканиям не только живописи, но и литературы
тех лет; современники оценили внутреннее родство пейзажей Л. и лирич. прозы
А.П. Чехова (к-рого связывала с Л. многолетняя дружба). Л. достигает выдающихся
результатов в обл. пленэрного пейзажа, в передаче света и воздуха, жизни
природы («Золотая осень», 1895; «Сумерки. Стога», 1899; «Озеро», 1899-1900).
Его манере этого периода свойственны сильный контраст света и тени, статичность,
четкость деления на планы, близкие к театральным декорациям. Наряду с масляной
живописью, Л. работает в технике пастели («Хмурый день», 1895; «Луг на
опушке леса», 1898) и акварели («Туман. Осень», 1899).
И. Левитан. Золотая осень. Слободка. 1889
Мотивы традиц. нар. представлений в картинах 1890-х гг. сплавляются
с настроениями, мыслями, чувствами современников Л., воспринявших его выразителем
1880 - 90-х гг. в пейзаже, подобно опять же Чехову - в литературе. Изображение
природы в этих произв. приобретало символич. смысл. В картинах Л. этого
времени появляется стремление к сюжетности, драматизации пейзажа («У омута»,
1892; «Владимирка», 1892; «Над вечным покоем», 1894; «Сумерки. Стога»,
1899; «Летний вечер», 1900). Л. окончат. преодолевает отношение к пейзажу
как к театральной декорации. В творчестве Л. рус. пейзажная живопись показала
невиданные до того возможности выражения в образах природы человеческих
чувств и переживаний. В картине «Владимирка» впервые возникает тема дороги,
неумолимо влекущей вдаль, ставшая затем одной из главных в творчестве Л.
Мотивы и манера творчества Л. 1890-х гг. связаны с новыми стилистич.
поисками рус. и европ. иск-ва. Признанный при жизни классик рус. лирического
пейзажа, Л. вновь и вновь посещает Зап. Европу, в 1896 совершает поездку
в Финляндию, ставшую источником новых худож. идей для поколения «серебряного
века», в 1899 снова едет в Крым. Не порывая с передвижниками, Л. в 1897
становится членом объединения Мюнхенского Сецессиона, с 1898 участвует
в выставках ж. «Мир искусства».
При жизни Л. лучшие его полотна были приобретены Третьяковской галереей.
В 20 в. их репродукции печатались огромными тиражами, украшали жилища и
места культ. отдыха, Л. стал одним из самых известных рус. художников,
и тем самым его видение рус. природы лежит в основе ее восприятия. Л. завершил
своим творчеством худож. открытие рус. пейзажа, под его кистью преображенного
в произведение иск-ва. Он явно предпочитал писать осень и вечер, несколько
реже - весну; в его творчестве преобладает фиксация переходных состояний.
Человек очень редко присутствует в пейзажах Л., точнее - присутствует незримо,
и это незримое присутствие одухотворяет природу, поэтически преображает
ее, внушает зрителю тревожные или меланхолические переживания.
Лит.: Левитан И. И.: воспоминания и письма. М., 1956; Исаак Ильич
Левитан: Каталог выставки... М., 1960; Минченков Я. Д. Воспоминания о передвижниках.
Л., 1963; Федоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан: Жизнь и творчество.
Т. 1-2. М.,1966.