РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛЕТНИЙ САД в С.-Петербурге

ЛЕТНИЙ САД в С.-Петербурге

ЛЕТНИЙ САД в С.-Петербурге ЛЕТНИЙ САД в С.-Петербурге - первый в России сад европейского типа: с регулярной планировкой, фонтанами и мраморной скульптурой, дворцами, павильонами и садовыми затеями. Заложен в 1704, первонач. план составлен Петром I, лично насадившим неск. рощ (сохранился 1 дуб). Сад устроен в голландском стиле садовым мастером Яном Розеном из Нидерландов. В петровское время в его создании участвовали архитекторы И. Матвеев (создатель первых рус. фонтанов), Д. Трезини, А. Шлютер, И. Маттарнови, Ж. Леблон, Н. Микетти, М. Земцов.

Л.С. был офиц. царской резиденцией Петра I; построенный в 1710-12 Летний дворец не служил представительским целям, и все приемы и празднества проходили непосредственно в саду.

Главным назначением Л.С. было обучение европейской культуре. Посредством традиционного представления о саде как образе Рая и воплощении Добра приобщению к европейской культуре давалась положит. культ. оценка.

Парадный вход в Л.С. был водный, со стороны Невы: 3 галереи-пристани, куда на праздники вносили столы с угощениями. В центр. мраморной колоннаде под охраной часового стояла первая в России античная скульптура - Венера Таврическая (ныне в Гос. Эрмитаже), вывезенная из Рима Ю. Кологривовым в обмен на мощи св. Бригитты. Закупленные по распоряжениям Петра I итал. мраморные статуи (всего их было ок. 300) знакомили посетителей сада с великими людьми Европы, с новыми культ. понятиями и их взаимосвязью (напр., парные статуи Архитектуры и Навигации), с ценностями европейской культуры, представлениями о мироздании и человеч. жизни, воплощенными в статуях Муз, Сладострастия и Красоты, Искренности и Истины и т. д. Являясь текстом европейской культуры, сад выполнял одновременно роль учебника ее языка: аллегорич. скульптуры были снабжены пояснит. надписями, и Петр I сам водил гостей по саду, давая пояснения. В целях усиления воспитат. функции сада царь сочинил лабиринт (1719 - 23, арх. М. Земцов, не сохр.) с фонтанной скульптурой на темы басен Эзопа; в Л.С. были устроены многочисл. фонтаны (первые - в 1706, не сохр.), павильоны, среди к-рых был первый в России Грот, символизировавший Стихию Воды (проект А. Шлютера, строил И. Маттарнови, 1715-19, не сохр.).

ЛЕТНИЙ САД в С.-Петербурге

Решетка Летнего сада. Ю.М. Фельтен

Совр. терр. Л.С. включает 1-й Л.С. со скульптурами, в к-ром было большинство фонтанов, и 2-й Л.С., в к-ром был лабиринт. Л .С. простирался далеко за р. Мойку; совр. сад у Михайловского замка и Михайловского дворца - остаток 3-го Л.С. Л.С. достиг максим. расцвета к нач. 1740-х гг.

С 1751 в Л .С. проводились концерты роговой музыки, позже выступали духовые оркестры, остающиеся до наст. времени непременной принадлежностью сада. С 1755 2 раза в неделю и по праздникам сад был открыт для посещения. При Екатерине II Л .С. был отгорожен чугунной решеткой в классич. стиле с тремя воротами (1770 - 84, арх. Ю. Фельтен). Наводнение 1777 нанесло саду огромный ущерб, поврежденные фонтаны не были возобновлены, было утрачено большинство садовых затей эпохи барокко. С этого времени облик Л.С. близок современному.

В 19 в. Л.С., оставаясь в Придворном ведомстве, становится гл. город. садом С.-Петербурга. Были построены Кофейный (К. Росси, 1826) и Чайный (Л. Шарлемань, 1827) домики.

В 1855 в Л.С. был поставлен пам. И. Крылову (скульптор П. Клодт фон Юргенсбург, художник А. Агин), на постаменте к-рого изображены сюжеты и персонажи басен поэта.