ЛЕСКОВ Ник. Сем. (1831-95) -писатель. Род. в семье мелкого чиновника.
Учился в Орловской г-зии, служил чиновником в Орле и Киеве. Лит. деят-ностью
занимался с 1860, публикуя ст. в киевской и петерб. прессе. В 1861 переехал
в Петербург. Публикация ст. о петерб. пожарах в газ. «Северная пчела» (1862)
была воспринята как провокационное выступление, направл. против рев. демократов.
Полемику с радикальными идеями, с опасностью экстремизма Л. продолжил в
антинигилистич. ром. «Некуда» (1864) и «На ножах» (1871), после к-рых он
был надолго подвергнут лит. остракизму. В 1860- 70-е гг. сложился гл. жанр
лесковского творчества - рассказ-очерк, написанный, как правило, в сказовой
манере и живописующий колоритные, противоречивые, безудержные в добре и
зле характеры провинциальной России («Овцебык», 1862; «Леди Макбет Мценского
уезда», 1865; «Запечатленный ангел», 1873 и др.). Гл. героями ром.-хроники
«Соборяне» (1872) стали чистые духом «праведники» из среды провинциального
духовенства. Тема праведничества чрезвычайно важна для Л. Цикл «Праведники»
составил особый том в собр. его соч. («Однодум», 1879; «Несмертельный Голован»,
1880; «Левша», 1881; «Очарованный странник», 1873; «Человек на часах»,
1887 и др.). В 1880 - 90-е гг. в творчестве Л. нарастает соц. критицизм,
его взгляды и убеждения становятся более радикальными. Он обращается к
трагич. конфликтам эпохи крепостного права («Тупейный художник», 1883),
с сатирич. злостью изображает жизнь совр. чиновничества, духовенства, распад
семейных связей («Административная грация, 1893; «Загон», 1893; «Зимний
день», 1894 и др.). Том собр. соч., куда входил сатирич. цикл «Мелочи архиерейской
жизни» (1878 - 80), был в 1889 изъят и сожжен по пост. дух. цензуры, а
пов. «Заячий ремиз» (1894) опубл. только в 1917. Поиск положит. идеалов
у позднего Л. продолжен циклом легенд-стилизаций на сюжеты древнерус. житийного
сб. «Пролог» («Прекрасная Аза», 1888; «Гора», 1890; «Невинный Пруденций»,
1891). В этих произв. ощутимо влияние Л. Толстого, проповедь к-рого привлекает
Л.: он ведет с Толстым переписку, пропагандирует его учение в своих ст.
Л. также автор критич. ст. о ром. Н. Чернышевского «Что делать?», о Толстом,
Ф. Достоевском, Т. Шевченко. Воспринимаемый мн. современниками как «писатель-анекдотист»,
Л. постепенно стал в ряд крупнейших рус. писателей-классиков 19 в.