РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛЕСКОВ Ник. Сем.

ЛЕСКОВ Ник. Сем.

ЛЕСКОВ Ник. Сем. ЛЕСКОВ Ник. Сем. (1831-95) -писатель. Род. в семье мелкого чиновника. Учился в Орловской г-зии, служил чиновником в Орле и Киеве. Лит. деят-ностью занимался с 1860, публикуя ст. в киевской и петерб. прессе. В 1861 переехал в Петербург. Публикация ст. о петерб. пожарах в газ. «Северная пчела» (1862) была воспринята как провокационное выступление, направл. против рев. демократов. Полемику с радикальными идеями, с опасностью экстремизма Л. продолжил в антинигилистич. ром. «Некуда» (1864) и «На ножах» (1871), после к-рых он был надолго подвергнут лит. остракизму. В 1860- 70-е гг. сложился гл. жанр лесковского творчества - рассказ-очерк, написанный, как правило, в сказовой манере и живописующий колоритные, противоречивые, безудержные в добре и зле характеры провинциальной России («Овцебык», 1862; «Леди Макбет Мценского уезда», 1865; «Запечатленный ангел», 1873 и др.). Гл. героями ром.-хроники «Соборяне» (1872) стали чистые духом «праведники» из среды провинциального духовенства. Тема праведничества чрезвычайно важна для Л. Цикл «Праведники» составил особый том в собр. его соч. («Однодум», 1879; «Несмертельный Голован», 1880; «Левша», 1881; «Очарованный странник», 1873; «Человек на часах», 1887 и др.). В 1880 - 90-е гг. в творчестве Л. нарастает соц. критицизм, его взгляды и убеждения становятся более радикальными. Он обращается к трагич. конфликтам эпохи крепостного права («Тупейный художник», 1883), с сатирич. злостью изображает жизнь совр. чиновничества, духовенства, распад семейных связей («Административная грация, 1893; «Загон», 1893; «Зимний день», 1894 и др.). Том собр. соч., куда входил сатирич. цикл «Мелочи архиерейской жизни» (1878 - 80), был в 1889 изъят и сожжен по пост. дух. цензуры, а пов. «Заячий ремиз» (1894) опубл. только в 1917. Поиск положит. идеалов у позднего Л. продолжен циклом легенд-стилизаций на сюжеты древнерус. житийного сб. «Пролог» («Прекрасная Аза», 1888; «Гора», 1890; «Невинный Пруденций», 1891). В этих произв. ощутимо влияние Л. Толстого, проповедь к-рого привлекает Л.: он ведет с Толстым переписку, пропагандирует его учение в своих ст. Л. также автор критич. ст. о ром. Н. Чернышевского «Что делать?», о Толстом, Ф. Достоевском, Т. Шевченко. Воспринимаемый мн. современниками как «писатель-анекдотист», Л. постепенно стал в ряд крупнейших рус. писателей-классиков 19 в.

ЛЕСКОВ Ник. Сем.

Н. С. Лесков