РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛЕРМОНТОВ Мих. Юр.

ЛЕРМОНТОВ Мих. Юр.

ЛЕРМОНТОВ Мих. Юр. ЛЕРМОНТОВ Мих. Юр. (1814-41) -поэт, прозаик, драматург. Из дворян. рода, осн. в нач. 17 в. выходцем из Шотландии Георгом Лермонтом. Сын отставного армейского капитана и наследницы богатой семьи Арсеньевых. После смерти матери (1817) Л. воспитывала бабушка, Е. Арсеньева, враждебно относившаяся к отцу Л. Семейные раздоры, разлука с отцом, скончавшимся в 1831, явились для Л. источником страданий и отразились в его раннем творчестве. Детство Л. прошло в имении Тарханы Пензенской губ. В 1827 переехал в Москву, в 1828 поступил в 4-й кл. Моск. университет. Благородного пансиона. К этому времени относятся первые лит. опыты Л. В 1830 - 32 учился на нравственно-политич. отделении Моск. ун-та, в 1832 - 34 - в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге. С 1834 -корнет лейб-гвардии Гусарского полка, расквартиров. в Царском Селе. Кардинальный поворот в жизни Л. произошел в 1837: вызванное известием о гибели А. Пушкина стих. «Смерть Поэта» принесло автору широкую известность, вместе с тем брошенные в нем верхушке об-ва обвинения повлекли за собой арест, а затем и перевод на Кавказ (Нижегородский драгунский полк). Ссылка была недолгой: благодаря хлопотам родных и знакомых Л. уже в 1838 возвращается на прежнее место службы. В конце 1830-х гг. Л. сближается с ред. «Отечественных записок», где появляется большинство прижизненных публикаций писателя. В 1840 выходят отд. изд. ром. «Герой нашего времени» (1838 - 39) и сб. «Стихотворения М. Лермонтова», закрепляющие представление об авторе как об одной из центр. лит. фигур современности. Весной 1840 за дуэль с сыном франц. посла Э. де Барантом Л. вновь переведен на Кавказ (Тенгин-ский пехотный полк), участвует в боевых действиях против горцев. В 1841 убит в Пятигорске на дуэли с Н. Мартыновым. Творчество Л. развивается гл. обр. в русле романтизма и воплощает в себе его осн. черты - индивидуализм, поиск абсолютных жизн. ценностей, острое переживание разрыва между идеалом и действительностью. В атмосфере 1830-х гг. присущие поэзии Л. трагизм и пессимизм выступают как формы оппозиционности, резкого неприятия существующего порядка. Писат. облик юного Л. формируется под влиянием Дж. Байрона, Пушкина, Ф. Шиллера, франц. школы «неистовой словесности», рус. поэтов декабрист. ориентации. Преобладающую роль в раннем творчестве Л. играет лирика, отличающаяся философичностью, исповедальным, дневниковым характером и в силу этого жанровой размытостью. По своей поэтике и проблематике близки к ней юношеская драматургия («Странный человек», 1831 и др.), проза (незаверш. ист. ром. «Вадим», 1832 - 34), поэмы («Последний сын вольности», 1831; «Измаил-Бей», 1832и др.). Ужевэтих произв. определяется центр. проблема всего творчества Л. - проблема личности, вырабатывается характерный тип героя - наделенного чертами исключительности, вольнолюбивого, сильно чувствующего и в то же время разочаров., несущего печать роковой обреченности, «лермонтовского человека». Сер. 1830-х гг. - переходное время в лит. развитии Л. В соч. этих лет начинают проявляться новые, реалистич. по сути, тенденции - внимание к соц. стороне конфликтов, попытки продемонстрировать зависимость личности от внеш. условий, корректировка концепции высокого байронического героя за счет усложнения его этич. оценки, объективизации образа и т. д. (драма «Маскарад», 1835 - 36; поэма «Боярин Орша», 1835 - 36; незаверш. ром. «Княгиня Лиговская», 1836). Дальнейшее развитие эти процессы получают в последний период творчества писателя (1837 - 41). Если поэмы «Демон» (1829 - 39) и «Мцыри» (1839) завершают развитие этого жанра в лит-ре рус. романтизма, то в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) преемственность в отношении к романтич. традиции сочетается с критикой индивидуалистич. идеи, к-рой противопоставляются вековые ценности рус. народа. Чертами переходности отмечен «Герой нашего времени» - первый в России прозаич. соц.-психолог. и филос. ром. Излюбл. лермонтовская тема - трагедия незаурядной личности, не находящей своего места в совр. мире, - исследуется здесь в связи с конкретными условиями жизни, ее объективными закономерностями, центр. персонаж предстает как воплощение судьбы целого поколения. Ревизия романтич. концепций, движение к новой, более демократичной и близкой к действительности системе этич. и эстетич. ценностей ясно обнаруживаются и в поздней лирике Л.: «Бородино» (1837), «Дума» (1838), «Не верь себе» (1839), «Валерик» и «Завещание» (1840), «Родина», «В альбом С.Н. Карамзиной», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк» (1841) и др.

ЛЕРМОНТОВ Мих. Юр.

М.Ю. Лермонтов. Худ. Ф.О. Будкин. 1834