ЛЕОНОВ Леон. Макс. (1899-1994) прозаик, драматург, акад. АН СССР
(1972). Род. в Москве, в семье журналиста, поэта, организатора «Суриковского
кружка» стихотворцев из народа. Печататься начал с 1915 в архангельской
газ., редактируемой сосланным в 1910 отцом. С 1918 после окончания Моск.
г-зии жил в Архангельске, публиковал стихи, очерки в прессе города. С 1920
служил в Кр. армии, работал в армейской печати, был секр. редакции газ.
Моск. воен. округа «Красный воин». С 1922 выступал как прозаик, опубл.
цикл антимещанских пов. «Петушихинский пролом» (1922), «Записки Ковякина»
(1924), «Конец мелкого человека» (1924), ром. «Барсуки» (1924). В ранней
прозе Л. сказывалась тяга к орнамент. прозе, к фантастич. преображению
реальных картин жизни. Среди значит. произв. Л. - ром. «Вор» (1927) о драм.
судьбе быв. комиссара, пережившего дух. надлом в атмосфере нэпа и скатившегося
к уголовщине. В ром. «Соть» (1930), рассказавшем о стр-ве целлюлозного
комбината в сев. тайге, отразилось стремление писателя к резкому, контрастному
противопоставлению миров - старого (тайга, скит) и нового (стройка, люди,
охвач. энтузиазмом), человека-автомата, «битюга» рев-ции и обреченного
рефлексирующего интеллигента. Подобный идеологич. схематизм проявился и
в ром. «Дорога на Океан» (1935), книге-метафоре о пути человечества к коммунизму.
Постепенно Л. все более приспосабливался к требованиям «социалистич. реализма».
В годы Вел. Отеч. войны Л. создает публицистику, драму «Нашествие» (1942;
2-я ред. 1964; Сталинская премия 1-й степени). Л. - автор пьес «Унтиловск»
(1928), «Усмирение Бададошкина» (1929), «Половчанские сады», «Волк» (обе
- 1938), «Ленушка» (1943), «Золотая карета» (1946; 2-я ред. 1955, нов.
ред. 1964). В послевоен. годы Л. одним из первых ощутил надвигающиеся экологич.
проблемы. Самым значит. и актуальным произв. Л. в 50 -70-х гг. был признан
ром. «Русский лес» (1953). Он рассматривался критикой и лит.-ведением как
классич. произв. социалистич. иск-ва, созданное классиком сов. лит-ры.
С кон. 50-х гг. Л. переписывает нек-рые свои ранние произв., с целью восстановить
тс их варианты, которые невозможно было опубл. при И. Сталине (пьесы «Нашествие»,
«Золотая карета», ром. «Вор»), издает ранее не издававшиеся соч. (пов.
«Evgenia Ivanovna» 1938, опубл. 1963), создает кинопов. «Бегство мистера
Мак-Кинли» (1961), фрагменты ром. «Миросозерцание по Дымкову».