РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(наст. фам. Вервициотти) (1847-1908) - актер,
реж., педагог, театр. деятель. Внебрачный сын князя П. Гагарина и О. Вервициотти.
Рано лишившись родителей, воспитывался в семье своей сводной сестры, жены
актера Малого т-ра К. Полтавцева. С детства приобщился к т-ру, участвовал
в любительских спектаклях, с 1865 - на проф. сцене. До 1875 служил в провинции.
В 1876 Л. был приглашен на роли «первых любовников» в труппу Малого т-ра.
Дебютировал ролью Чацкого («Горе от ума» А. Грибоедова). В первые годы
работы в Малом т-ре Л. чаще всего играл молодых людей, благородных и честных,
но безвольных, мучимых внутр. противоречиями: Ртищев («Виновные, но не
судимые» И. Ге), Плеянов («Дело Плеянова» В. Крылова), князь Красавин («В
забытой усадьбе» И. Шпажинского) и др. Гуманистич. направленность творчества
Л. соответствовала идейно-худож. атмосфере Малого т-ра тех лет. Наиб. близка
актерской индивидуальности Л. была психол. драма и высокая комедия. Он
считался лучшим исполнителем шекспировских комедий, был блистат. Бенедиктом
(«Много шума из ничего») и Петруччио («Укрощение строптивой»); создал поэтич.
образ юноши, вступившего в борьбу с фанатизмом и косностью («Уриэль Акоста»
К. Гуцкова); был первым исполнителем ролей Дульчина («Последняя жертва»),
Паратова («Бесприданница»), Великатова («Таланты и поклонники») в пьесах
А. Островского; демонстрировал виртуозное мастерство внеш. и внутр. перевоплощения
в роли Кругосветлова («Плоды просвещения» Л. Толстого). Худож. метод Л.
восходил к щепкинской традиции. Л. было присуще безупречное ощущение авторского
стиля, тонкий вкус, стремление к ист. достоверности. С 1888 Л. преподавал
на драм. курсах Моск. театр. уч-ща. С 1895 Л. стал активно работать как
реж., сначала ставя утренники в Малом т-ре, потом - спектакли в Новом т-ре
(филиал Малого) и в Малом, где в 1907 стал гл. реж. В своих реж. работах
добивался целостности спектакля, гармонии всех его эл-тов. Свой практич.
опыт обобщил в ряде ст. по вопросам театр. иск-ва. Его театр.-пед. деят-ность
в большой степени закладывала фундамент для дальнейших новаторских поисков
К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Однако самому Л. реализовать
свои реформаторские устремления в рамках имп. сцены не удалось. Незадолго
до смерти он был вынужден покинуть Малый т-р, к-рому отдал б. 30 лет жизни.
Среди ролей: Дон Жуан («Дон Жуан» Ж.Б. Мольера), Фамусов («Горе от ума»
Грибоедова), Городничий («Ревизор» Н. Гоголя), Муромский («Дело» А. Сухово-Кобылина,
пьеса шла под назв. «Отжитое время»), Глумов, Мамаев («На всякого мудреца
довольно простоты» Островского), Лыняев («Волки и овцы» Островского), князь
Дубецкой («Закат» А. Сумбатова), Демурин («Цена жизни» Немировича-Данченко).
Постановки: «Снегурочка» Островского; «Женитьба» Гоголя; «Севильский цирюльник»
и «Женитьба Фигаро» П. Бомарше; «Сон в летнюю ночь», «Ромео и Джульетта»,
«Кориолан», «Буря» Шекспира и др.