РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ

ЛЕЙТМОТИВ ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv - ведущий мотив) - термин, утвердившийся в 1870-е гг. в кругу адептов Р. Вагнера: Г. Вольцогена, В. Тапперта, И. Лефлера, Г. Федерляйна. Впервые встречается в работе Ф. Иенса «Сочинения Карла Марии фон Вебера» (1871). Понятие «Л.» используется обычно для обозначения муз. мотива, а чаще фразы или муз. темы, наделенной символич. смыслом и служащей характеристикой какого-либо персонажа, предмета, идеи в процессе оперного действия. В творчестве Вагнера (особ. в тетралогии «Кольцо нибелунга») использование Л. вырастает до размеров гигантской системы муз. символов, к-рая практич. перестает выполнять свою функцией, роль. Семантически Л. является одним из видов муз. знака и наряду с иными знаковыми средствами может служить способом воплощения программного замысла.

Историч. прообразы Л. можно видеть в «мотивах воспоминания» опер предромантич. периода (Моцарт, Гретри, Мегюль), в ярких мотивах-характеристиках романтич. опер (Вебер, Шпор, Маршнер и др.), в методах цитирования и концентрич. развертывания оперного тематизма.

В рус. опере 19 в. элементы лейтмотивной техники, в частности оригин., используются в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Антивагнерианские настроения в европ. муз. иск-ве 1910-х гг. приводят в целом к отказу от лейтмотивной техники (Стравинский называет Л. «номерками от вешалки»), хотя отд. элементы ее сохраняются в творчестве Штрауса, Пуччини, Бриттена, Прокофьева и др. В инструмент. музыке лейтмотивная техника встречается в романтич. симфонии (напр., «Фантастич. симфония» Берлиоза), камерной сонате (Скрипичная соната Франка), в фортепианных сонатах и симфонич. произв. Скрябина.

Лит.: ДрускинМ. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков. М., 1953; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.