РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Историч. прообразы Л. можно видеть в «мотивах воспоминания» опер предромантич. периода (Моцарт, Гретри, Мегюль), в ярких мотивах-характеристиках романтич. опер (Вебер, Шпор, Маршнер и др.), в методах цитирования и концентрич. развертывания оперного тематизма.
В рус. опере 19 в. элементы лейтмотивной техники, в частности оригин., используются в операх Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского и др. Антивагнерианские настроения в европ. муз. иск-ве 1910-х гг. приводят в целом к отказу от лейтмотивной техники (Стравинский называет Л. «номерками от вешалки»), хотя отд. элементы ее сохраняются в творчестве Штрауса, Пуччини, Бриттена, Прокофьева и др. В инструмент. музыке лейтмотивная техника встречается в романтич. симфонии (напр., «Фантастич. симфония» Берлиоза), камерной сонате (Скрипичная соната Франка), в фортепианных сонатах и симфонич. произв. Скрябина.
Лит.: ДрускинМ. С. Вопросы музыкальной драматургии оперы: На материале классич. наследия. Л., 1952; Ярустовский Б. М. Драматургия русской оперной классики: Работа рус. композиторов-классиков. М., 1953; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л., 1971.