ЛЕГАТ Ник. Густавович (1869-1937) - артист и педагог балета,
балетмейстер. Окончил Петерб. театр. уч-ще в 1888 (ученик П. Гердта, М.
Петипа), совершенствовался у X. Иогансона. В 1888- 1914 артист Мариинского
т-ра, с 1905 балетмейстер. Среди его ролей: Мутча («Конек-Горбунок»), Франц
(«Коппелия»), Лука («Волшебная флейта»), Гренгуар («Эсме-ральда»), Принц
Коклюш («Щелкунчик»), Арлекин («Арлекинада»), Базиль («Дон Кихот»), Альберт
(«Жизель»), Дезире («Спящая красавица»), Зигфрид («Лебединое озеро»), Жан
де Бриен («Раймонда»). Л. поставил новые балеты: «Фея кукол» (1903, П.
Байер, совм. с С. Легатом), «Кот в сапогах» (1906, А. Михайлов), «Аленький
цветочек» (1907, Ф. Гарт-ман) и обновил старые: «Времена года» (1907),
«Талисман» (1909), «Синяя борода» (1910). В 1915 поставил на сцене петерб.
Нар. дома одноактные балеты: «Роза Маргитты» (И. Армсгеймер), «Белая лилия»
(Б. Асафьев). Л. преподавал в 1896 - 1914 в Петерб. театр. уч-ще, позднее
в Моск. театр. уч-ще и школе рус. балета А. Волынского. С 1922 жил в Англии,
где в 1923 открыл школу балета. В 1925 - 26 преподавал в «Рус. балете Дягилева».
В своей творч. деят-ности Л. активно боролся за незыблемость традиций классич.
хореографии. Л. не отличался виртуозностью танца и по своим внешним данным
мало соответствовал ролям героин, плана, но был превосходным партнером
и имел успех в партиях комедийно-характерного плана. В балетмейстерской
деят-ности Л. не шел далее не слишком удачного эпигонства М. Петипа. Зато
консерватизм принципов способствовал его успехам на пед. поприще. Подход
Л. к ученикам был индивидуален при высочайших требованиях к проф. мастерству.
В Петербурге у Л. учились или совершенствовались А. Павлова, Т. Карсавина,
А. Ваганова (перенявшая у Л. немало пед. приемов), М. Фокин, В. Нижинский
и др. В Лондоне он воспитал лучшие кадры англ. бал.: Н. де Валуа, А. Маркову,
М. Фонтейн, Ф. Аштона.