РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
1) Нищий из евангельской притчи «О богаче и Л.» (Лк 16:19-31). Покрытый струпьями, «он лежал у ворот богача в надежде, что ему достанутся куски, брошенные под стол. Прибегали собаки и лизали его язвы». После смерти каждого происходит восстановление попранной на земле справедливости: Л. пребывает в раю (на «лоне Авраамовом»), а богач мучится в адском пламени, причем его молитвы об облегчении состояния Авраамом отклоняются. Притча фиксирует уже сформировавшуюся в определенных кругах иудаизма идею загробного воздаяния, иногда сразу определяющего конечную участь грешника. Судьба Л., импонировавшая обездоленным, сделала его популярным героем множества русских и украинских духовных стихов; в нек-рых он становится родным братом богача. При этом выражение «петь Лазаря» стало указанием тоскливого мотива их исполнения и вообще синонимом заунывного причитания нищих. Имя Л. отразилось в слове «лазарет» (первоначально больница для бедных), а также в названии нищих Юж. Италии « лаццарони ».
Воскресение Лазаря. Икона. 16 в.
Изд.: Сборник русских духовных стихов / Сост. В. Баренцевым. СПб., 1860; Калеки перехожие / Сб. стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Вып. 1-6; Русские драматические произведения 1672 - 1725 гг. / Собраны и объяснены Н. [С.] Тихонравовым. СПб.,1874. Т. 2.
2) «Л. Четверодневный» - житель Вифании (селения близ Иерусалима), брат Марии и Марфы, оказывавших гостеприимство Иисусу Христу (Лк 10:38-41; Ин 12:1-2). Воскрешение его из мертвых на 4-й день после погребения (отсюда прозвание) совершено Христом в форме публичного мессианского «знамения». Христ. богословие рассматривает это чудо как зримый символ власти Христа над жизнью и смертью, как уверение учеников в своем воскресении и будущем воскрешении мертвых. Богослужебный календарь посвящает этому событию субботу 6-й «седмицы» Великого поста («Лазарева суббота»), перед Вербным воскресеньем, или Входом Господним в Иерусалим. (Здесь календарно-литургич. время не совпадает с историческим: воскрешение Л. произошло за месяц или два до Входа в Иерусалим - см. Ин 11:54). Согласно церковному преданию, Л. прожил еще 30 лет и стал христианским еп. Китиона (о. Кипр). В кон. 9 или нач. 10 в. его мощи перенесли в Константинополь.
Лит.: Кассиан (Безобразов). Воскрешение Л. и Воскресение Иисуса Христа // Путь. Париж, 1929. № 16.