ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823 -1900) -один из вождей рев. народничества,
математик и социолог, философ и поэт, публицист и лит. критик. Столбовой
дворянин, сын псков. помещика. Окончил Петерб. артиллер. уч-ще и дополнительно
-
офицерский кл. при нем (1844). Позднее - проф. математики Артиллер.
академии, в 35 лет - полковник. Л. углубленно изучал философию, социологию,
антропологию. В нач. 1860-х гг. формулирует собств. филос. позицию, определив
ее как «антропологическую точку зрения». Его кн. «Очерки вопросов практической
философии. Личность» (1860) подтолкнула Н. Чернышевского к написанию «Антропологического
принципа в философии». Л. посылает «возмутительные» стихи А. Герцену в
«Колокол», участвует в либер. протестах и студенч. волнениях; наконец,
в 1862 становится чл. подпольного об-ва «Земля и воля». С того же года
за ним установлен негласный надзор. В 1863 закрыто изд. редактируемого
им «Энциклопедического словаря, составленного русскими писателями». В 1866
в связи с покушением Д. Каракозова на Александра II Л. был арестован, судим
и в 1867 сослан в Вологодскую губ. В 1868 - 69 в газ. «Неделя» под псевд.
«П. Миртов» опубликовал «Исторические письма», представлявшие собон
значит.
явление в рус. позитивизме. Л. делал упор на различие природных и соц.
процессов. Первым присуща предсказуемая повторяемость, законы природы объективны.
Существо вторых составляет прогресс, т. е. сознат. творчество нового. Законодатель
об-ва - субъект, личность, путем критич. наблюдения над историей и культурой
вырабатывающая определ. нравств. идеал и затем «энергетически» воплощающая
его. Творец истории - передовое культурное меньшинство, «критически мыслящие
личности». Интеллигенция нравственно обязана просвещать народ, считает
Л., и в то же время только просвещение большинства явится «реальной почвой»
прогресса, сделает возможным воплощение идеала. А для практич. организации
своего дела «критически мыслящие личности» нуждаются в партии, придающей
борьбе направление и единство. В 1870 Л. бежал из ссылки с помощью Г. Лопатина.
За границей он также сочетал ученые занятия с политикой: в 1870 был принят
в чл. париж. Антропологич. об-ва и париж. секции I Интернационала. В 1871
Л. едет в Лондон с важным поручением Парижской коммуны, знакомится там
с К. Марксом и Ф. Энгельсом (впоследствии Маркс завещал Л. большую часть
своей б-ки). В 1873 - 77 Л. в Лондоне и Цюрихе издает и редактирует сб.
«Вперед!», двухнедельную газ. того же назв. в Лондоне (1875 - 76), организует
там же изд-во рус. рев. лит-ры, в 1883 - 86 в Париже редактирует вместе
с А. Тихомировым «Вестник Народной воли», в 1893 - 96 издает там же «Материалы
для истории русского революционного движения». До кон. жизни Л. оставался
убежденным народником, признавал возможность пролетарских рев-ций в Европе,
но верил в особый путь России к социализму - через рев-цию крестьянскую.
Об этом он говорил в 1899 в
Париже на учредит. конгрессе II Интернационала.
Умер в Париже. В лит. наследии Л. особое место занимает «Новая песня» (или
«Марсельеза»: «Отречемся от старого мира!»), ставшая одной из самых популярных
рев. песен в кон. 19 - нач. 20 в.
П.Л. Лавров
Соч.; Собр. соч. Сер. 1, 3-6. Пг., 1917 - 20; Избр. соч. на социально-политические
темы. Т. 1 - 4. М., 1934 - 35; Философия и социология. Т. 1-2. М.,1965.
Лит.: Кареев Н. И. Теория личности П. Л. Лаврова. СПб., 1907;
Раппопорт X. Социальная философия П. Лаврова. СПб., 1907; Материалы для
биографии П. Л. Лаврова. Вып. 1. Пг., 1921; Книжник-Ветров М. П. Л. Лавров.
2-е изд. М.,1930.