РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛАРИОНОВ Мих. Фед.

ЛАРИОНОВ Мих. Фед.

ЛАРИОНОВ Мих. Фед. ЛАРИОНОВ Мих. Фед. (1881 -1964) живописец, театр. художник, график. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества у И. Левитана, А. Архипова, В. Серова, К. Коровина (1898-1910). Ранние работы - в духе позднего импрессионизма («Куст сирени в цвету», 1904); увлекался живописью П. Гогена, В. Ван Гога и особенно П. Сезанна. В 1903 женился на художнице Н.С. Гончаровой, оказавшей на Л. очень значит. влияние. В 1906 посетил Париж и Лондон и, ознакомившись с новейшими худож. течениями, под воздействием фовизма стал одним из основоположников рус. авангарда. Ранние авангардистские произведения Л. синтезируют фовизм с рус. народными традициями лубка и ремесленной живописи уличных вывесок, к-рые Л. коллекционировал. Тем самым авангардизм Л. был изначально оригинальным худож. явлением, немедленно привлекшим интерес. С 1907 Л. писал в примитивистской манере, отмеченной резким рисунком и яркостью сочных цветов, гротескные сцены солдатского и провинциального быта («Отдыхающий солдат», 1911; «Весна», 1912). В этот футуристический период творчества Л. увлечение лубком, примитивом, кубизмом воплотилось в подчеркнутой деформации и обобщенности объемов, в нарочитой грубости фактуры и в броской красочности. Все это казалось способным утвердить чувств. полноту и красочность бытия. Вокруг Л. под сильным влиянием Н. Гончаровой группируются разделявшие его футуристские взгляды моск. «левые» художники, противостоявшие не только академизму и реализму, но также символизму и пассеизму «Мира искусства» (в выставках к-рого Л. принимал участие на первых порах, решительно разойдясь позднее). В 1910 Л. организует выставку «Бубновый валет», ставшую манифестом авангарда; на основе выставки сформировалось одноименное объединение художников (П. Кончаловский, А. Куприн, А. Лентулов, И. Машков, В. Рождественский, Р. Фальк и др.).

ЛАРИОНОВ Мих. Фед.

М.Ф. Ларионов. Эскиз декорации к спекталю «Полуночное солнце». 1915

В 1911 Л. приходит к идее лучизма - одной из первых концепций декоративного абстракционизма, тесно сближается с поэтами-футуристами, иллюстрирует их произведения. Был дружен с Д. Бурдюком. В 1912 Л. с группой единомышленников отделились от «Бубнового валета», считая его слишком западническим (основанным на фовизме), - они же опирались прежде всего на рус. и вост. примитив и пропагандировали Н. Пиросманишвили и др., а также на иконопись, лубок и вост. иск-во (Л. коллекционировал индийские, персидские, кавказские народные картинки). Эти увлечения наиб. проявились в творчестве Л. нач. 1910-х гг. Л. со товарищи (С. Бобров, В. и Д. Бурлюки, Н. Гончарова, К. Зданевич, М. Ле-Дантю, К. Малевич, В. Татлин, А. Фонвизин, М. Шагал, А. Шевченко) организовали еще более острые, чем «Бубновый валет», выставки «Ослиный хвост» (две одноим. одновр. в Москве и Петербурге). Название связано с французским эксцессом (в нек-рых зап. энциклопедиях о Л. говорится как о художнике, прославившемся писанием картины ослиным хвостом), должно было подчеркнуть анархически-бунтарский характер выставки, пафос полной свободы творч. экспериментов. Стремление шокировать обывателей столь же свойственно Л., как и поэтам-футуристам. «Ослиный хвост» соединял интерес к вост. примитиву с тенденциями кубофутуризма и абстракционизма.

В 1913 Л. публикует свои изыскания - концепцию лучизма и устраивает выставку группы «Ослиный хвост» под названием «Мишень», в значит. степени демонстрирующей лучистские произведения, как и на выставке «№ 4» в 1914. В 1915 переезжает в Париж, оформляет балетные постановки антрепризы С. Дягилева («Русские сказки» А. Лядова, «Шут» С. Прокофьева - обе вместе с Н. Гончаровой). Революция застала Л. во Франции, где он и остался, занимался театрально-декорационным иск-вом (в частности, оформлял балеты Л. Мясина на рус. темы), книжной графикой, в живописи с течением времени вернулся к своей ранней манере, писал камерные сюжеты и натюрморты. Его парижское ателье помещалось в Латинском квартале на ул. Висконти. Во всех творч. поисках Л. сохранял непосредственность живого восприятия. В 1988 по завещанию второй жены Л. А. Томилиной несколько сот работ Л. и Н. Гончаровой было передано в Россию.

Соч.: Лучизм. М., 1913.

Лит.: Ослиный хвост и Мишень. Сб. М., 1913; Выставка произведений группы художников «Бубновый валет». М., 1927.