ЛАПТИ - традиц. плетеная обувь из древесной коры у зап. и вост.
славян. народов Прибалтики, угро-финских народов, поволжских тюрок, а также
у нас. прибрежных р-нов Швеции. У рус. Л. обычно плели из липового лыка,
реже - из мочалы (мочалыжники), из коры ивы (верзни, ивняки), вербы (шелюжники),
вяза (вязовики), березы (берестяники), дуба (дубовики), из драни молодого
дуба (дубачи), из тонких корней (коренники), из соломы (соломяники); близки
по типу к лаптям также чуни (курны, шептуны - обувь, плетеная из пеньковых
оческов) и волосяники (плетеная обувь из конского волоса). Л. состоят из
плетня (подошвы), головы (переда), обушника, ушника (каймы с боков) и запятника;
Л. без обушника (в простоплетку) менее прочны. Обушник сходится на запятнике
и образует сборник - петлю, в к-рую продевают оборы. Поперечные лыки, загибаемые
на обушнике, называются курцами. Выходя на улицу, Л. надевали на онучи,
к-рыми обматывали ноги до колена; онучи подвязывали крест-накрест оборами.
По-видимому, Л. существуют с неолита. В рус. деревне до 19 в. были осн.
видом обуви для всех случаев жизни. Исключение составлял Сев.-запад (быв.
Новгородская и Псковская Русь), где в Л. только косили, а также казачество
Юго-востока и Сибирь, где Л. отсутствовали. Выделяются три осн. типа Л.
по способу плетения. 1) Прямого плетения, изготовлявшиеся без колодки (коверзни,
крестовики, рачки), распростр. на Псковщине, Смоленщине и в Белоруссии.
Такие Л. плели с носка. 2) Косого плетения, изготовлявшиеся на колодке,
начиная с пятки; лыки располагались друг к другу под прямыми и косыми углами.
К этому типу относится мордовский Л., с трапециевидной головкой и двумя
петлями с каждого бока для продевания обор - известен у мордвы и на терр.
«русской Мещеры» (Рязанская, Тамбовская, Владимирская губ.); моск. Л. -
с хорошо выплетенной круглой головкой, высоким задником и толстыми бортами;
праздничный моск. Л. - с писаной (плетеной из мелких лык узорами) головкой
(был распространен в Нечерноземье); новгородский Л. - берестяной верзень,
с высоким задником, более поздний тип, чем коверзень прямого плетения (был
распространен по всей терр. Новгородской земли). Л. косого плетения плели
на косой колодке, так что Л. для правой и левой ноги различались, тогда
как оба Л. прямого плетения были одинаковы («Только лапоть на обе ноги
плетется, а и рукавички розни»). 3) Были одинаковыми для обеих ног и Л.
смеш. типа - татарский, чувашский и марийский, у к-рых подошва была косого
плетения, а головка - прямого. Рус. нас. Поволжья и Урала часто покупало
такие Л. для работы, но хоронили обязательно в рус. Л. С Л. было связано
мн. рус. обрядов. Л. считался «куриным богом», его вешали вместе с камнем
с отверстием на насесте, чтобы куры неслись дома и садились на домашний
насест. Стоптанные Л. вывешивались у входа в дом «для богатства», их бросали
вслед свахе, желая удачи. В Курской губ. жених дарил невесте Л., изготовленные
им самим; принятие этого подарка означало согласие на свадьбу. В кон. 19
- нач. 20 в. Л. стали постепенно вытесняться кожаной обувью. Окончательно
вышли из употребления с разрушением традиц. сел. быта в результате коллективизации.
Обильно представлены в пословицах, иногда как бедная обувь («сапог с сапогом,
лапоть с лаптем»; или шуточная реплика гостя: «не осуди в лаптях, сапоги
в санях»; иногда как простое дело: «Это не лапоть сплесть!») или же работа,
не приносящая дохода («Л. плесть, одновав день есть» - т. е. больше не
выработаешь, ср. с другой стороны: «станешь Л. плесть, как нечего есть»),
«Л. плести» может означать также «запутывать дело» или «врать».