РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛАПТИ

ЛАПТИ

ЛАПТИ ЛАПТИ - традиц. плетеная обувь из древесной коры у зап. и вост. славян. народов Прибалтики, угро-финских народов, поволжских тюрок, а также у нас. прибрежных р-нов Швеции. У рус. Л. обычно плели из липового лыка, реже - из мочалы (мочалыжники), из коры ивы (верзни, ивняки), вербы (шелюжники), вяза (вязовики), березы (берестяники), дуба (дубовики), из драни молодого дуба (дубачи), из тонких корней (коренники), из соломы (соломяники); близки по типу к лаптям также чуни (курны, шептуны - обувь, плетеная из пеньковых оческов) и волосяники (плетеная обувь из конского волоса). Л. состоят из плетня (подошвы), головы (переда), обушника, ушника (каймы с боков) и запятника; Л. без обушника (в простоплетку) менее прочны. Обушник сходится на запятнике и образует сборник - петлю, в к-рую продевают оборы. Поперечные лыки, загибаемые на обушнике, называются курцами. Выходя на улицу, Л. надевали на онучи, к-рыми обматывали ноги до колена; онучи подвязывали крест-накрест оборами. По-видимому, Л. существуют с неолита. В рус. деревне до 19 в. были осн. видом обуви для всех случаев жизни. Исключение составлял Сев.-запад (быв. Новгородская и Псковская Русь), где в Л. только косили, а также казачество Юго-востока и Сибирь, где Л. отсутствовали. Выделяются три осн. типа Л. по способу плетения. 1) Прямого плетения, изготовлявшиеся без колодки (коверзни, крестовики, рачки), распростр. на Псковщине, Смоленщине и в Белоруссии. Такие Л. плели с носка. 2) Косого плетения, изготовлявшиеся на колодке, начиная с пятки; лыки располагались друг к другу под прямыми и косыми углами. К этому типу относится мордовский Л., с трапециевидной головкой и двумя петлями с каждого бока для продевания обор - известен у мордвы и на терр. «русской Мещеры» (Рязанская, Тамбовская, Владимирская губ.); моск. Л. - с хорошо выплетенной круглой головкой, высоким задником и толстыми бортами; праздничный моск. Л. - с писаной (плетеной из мелких лык узорами) головкой (был распространен в Нечерноземье); новгородский Л. - берестяной верзень, с высоким задником, более поздний тип, чем коверзень прямого плетения (был распространен по всей терр. Новгородской земли). Л. косого плетения плели на косой колодке, так что Л. для правой и левой ноги различались, тогда как оба Л. прямого плетения были одинаковы («Только лапоть на обе ноги плетется, а и рукавички розни»). 3) Были одинаковыми для обеих ног и Л. смеш. типа - татарский, чувашский и марийский, у к-рых подошва была косого плетения, а головка - прямого. Рус. нас. Поволжья и Урала часто покупало такие Л. для работы, но хоронили обязательно в рус. Л. С Л. было связано мн. рус. обрядов. Л. считался «куриным богом», его вешали вместе с камнем с отверстием на насесте, чтобы куры неслись дома и садились на домашний насест. Стоптанные Л. вывешивались у входа в дом «для богатства», их бросали вслед свахе, желая удачи. В Курской губ. жених дарил невесте Л., изготовленные им самим; принятие этого подарка означало согласие на свадьбу. В кон. 19 - нач. 20 в. Л. стали постепенно вытесняться кожаной обувью. Окончательно вышли из употребления с разрушением традиц. сел. быта в результате коллективизации. Обильно представлены в пословицах, иногда как бедная обувь («сапог с сапогом, лапоть с лаптем»; или шуточная реплика гостя: «не осуди в лаптях, сапоги в санях»; иногда как простое дело: «Это не лапоть сплесть!») или же работа, не приносящая дохода («Л. плесть, одновав день есть» - т. е. больше не выработаешь, ср. с другой стороны: «станешь Л. плесть, как нечего есть»), «Л. плести» может означать также «запутывать дело» или «врать».