РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

ЛАД

ЛАД

ЛАД ЛАД - система интонацией. отношений муз. звуков по их высоте, объединенная центральным, важнейшим и устойчивым звуком (созвучием) и выражающая степень устойчивости каждого из них, а также логич. и смысловую их субординацию; одно из фундаментальных, специфич. выразит. средств музыки. Концепция Л., сложилась в отеч. теории музыки в нач. 20 в.

Феномен Л. основан на свойстве организов. муз. текста выявлять неоднозначность составляющих его звуков и аккордов не только по абсолютной высоте, но и по производимому ими психологич. эффекту: при слушании муз. произв. мы отличаем звуки (аккорды), на к-рых можно остановиться, закончить фразу, от тех, к-рые, напротив, «потребуют» дальнейшего движения.

Формы взаимосвязей, а отсюда и разновидности ладовых систем в музыке в общем бесконечны. Но сам принцип различия роли, взаимоподчинение тонов - непрем. свойство музыки, обеспечивающее осмысленность ее восприятия. В этом плане возможна некая аналогия между ладовой системой музыки и грамматич. системой связи слов в речи, где ряд слов-понятий вне определенного их соподчинения осмысленной фразы не образует. Как и в системе грамматич. соподчинения слов, Л. - система абстрактная, возникающая в нашем сознании как обобщение отношений тонов прозвучавшего муз. текста. Л. как таковой нельзя спеть или сыграть вне конкретного муз. оборота, так же, как нельзя назвать подлежащее или сказуемое вне конкретной фразы. Этим определяется абстрактно-логич. сущность Л. Вместе с тем Л., существуя в сознании в кач-ве результата всего предшеств. муз. опыта, направляет мышление композитора или импровизатора при создании новой музыки и организует слушательское восприятие на каждый момент конкретного прослушивания музыки.

Роль и характер действия тона (аккорда) в Л. определяет его ладовую функцию. Наиб. общая для всех ладовых систем форма функцией. отношений - соотношение устойчивости (торможение, возможность остановить движение) и неустойчивости (необходимость движения, продолжения). Главный устойчивый тон (аккорд) Л. называется тоникой, или центр. опорой. Неустойчивость в разных системах имеет разл. направленность и потому разл. наименования. Носителем и выразителем ладовой функции может быть как аккорд, так и определ. тон. Соответств. этому ладовые системы определяются как гармония, или монодич.

Состав тонов, на базе к-рого разворачиваются функцией, отношения, может быть различным и обобщается для каждой конкретной ладовой системы в виде поступенной шкалы, называемой «звукоряд». Звукоряд является важным эл-том Л., во многом определяет потенц. возможности его эмоцион. окраски - более светлой или более сумрачной, более напряженной или более уравновешенной. Эта окраска получила в теории музыки назв. «наклонение». Оно зависит от интервального строения звукоряда и в первую очередь от соотношения терцового тона с осн. устоем Л. - тонич. звуком. В соотв. с этим ладовые наклонения делятся на мажорные и минорные.

Нек-рые формы ладовых систем являются историч. устойчивыми и закрепились в муз. практике как достаточно стабильные. К таким в первую очередь следует отнести мажорно-минорную ладогармонич. систему, сложившуюся в европ. професс. музыке приблизит. к 17 в. и оказавшуюся на долгое время общезначимой. Из других устоявшихся структур можно назвать Л., сложившиеся в ср.-век., преимущественно церк. музыке (отсюда нередкое их название «церковные»): дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, ионийский, локрийский.

Лит.: Яворский Б. Л. Строение муз. речи: Материалы и заметки: В 3 ч. М., 1908-11; Асафьев Б. В. Муз. форма как процесс. Л., 1971; Т ю л и н Ю. Н. Натуральные и альтерационные лады. М., 1971; Проблемы лада: Сб. ст. М., 1972.