РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Д. А. Кюи
Однако К. б. изв. как композитор. Серьезные занятия музыкой начал еще во время обучения в Виленской г-зии, прослушав курс теории композиции у С. Монюшко. Впервые как о композиторе К. заявил о себе в 1859 на концертах Рус. муз. об-ва. Большое влияние на его становление в качестве автора муз. произв. сыграло знакомство с А. Даргомыжским, М. Балакиревым, В. Стасовым и его участие в деят-ности муз. кружка «Могучая кучка». Однако, в отличие от др. чл. этого кружка, К. не тяготел к рус. нар. мелодии. Его музыка носила характер общеевропейский. К. - автор 14 опер. к-рые на протяжении 2-й пол. 19 в. ставились на сцене Мариинского т-ра и Клуба художников. Среди них - «Вильям Ратклиф» (1869), «Анджело» (1875), «Сын мандарина» (1889), «Сарацин» (1898), «Капитанская дочка» (1909). В 1893 опера К. «Флибустьер» прозвучала в Париже в Т-ре комической оперы. К. был изв. современникам как автор оркестровых произв., камерной музыки, муз. миниатюр, особый успех ему принесли романсы на слова А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Толстого и др. и концерты для скрипки.
В 60 -80-е гг. 19 в. К. выступает в качестве муз. критика на страницах рус. периодич. печати: «С.-Петербургских ведомостей», «Нового времени», «Музыкального обозрения» и др. Он отстаивает концепцию «Новой русской школы», выступая против «академизма» в музыке. Рузультатом признания заслуг К. в обл. муз. культуры было его избрание президентом Петерб. отделения имп. Рус. муз. об-ва, к-рое он возглавлял на протяжении 7 лет до 1904.