КВАРЕНГИ Джакомо (1744-1817) -итал. архитектор, обучался в Риме,
где среди его учителей был арх. В. Бренна. 1 сент. 1779 подписал контракт
о поступлении на рус. службу. В кон. янв. 1780 К. приехал в С.-Петербург.
Первым заказом Екатерины II К. была постройка церквей вокруг Царского Села
- в Пулково, Моск. Славянке, Кузьмине (не сохр.) и храма-усыпальницы гр.
А. Д. Ланского. Первой значит. постройкой К. в России стал дворец в английском
парке Петергофа (1781 - 94, не сохр.). В этой работе зодчий как бы изложил
свою арх. программу, в осн. к-рой лежало требование простоты и гармонии.
В С.-Петербурге К. построил множество зданий, без к-рых сегодня невозможно
представить город: Академию наук (1783 -89), Эрмитажный т-р (1783 - 87),
Ассигнационный банк (1783 - 99), Иностр. коллегию (1782 - 83), дворец Н.Б.
Юсупова на Фонтанке (1789-92), Мариинскую больницу на Литейном просп. (1803
- 05), Екатерининский ин-т на Фонтанке (1804-07), Конногв. манеж (1804-07),
Смольный ин-т (1806-08). В С.-Петербурге К. построил также ряд город. домов
и усадеб, задав систему застройки город. среды. Ни один из многочисл. работавших
одноврем. с К. блистат. архитекторов не повлиял своими постройками столь
сильно на облик города, как К. До наст. времени в границах ист. центра
С.-Петербурга сохранилось 19 построек, возвед. по его проектам. Одноврем.
он работал и в пригородах С.-Петербурга. Помимо Английского дворца в Петергофе,
он построил госпиталь с ц. в Павловске (1781-84), павильон «Концертный
зал» (1782 - 88) и Александровский дворец (1792 - 96) в Царском Селе. В
Москве по проектам К. построены дворец кн. А. А. Безбородко (не сохр.),
Странноприимный дом гр. Шереметева и др. Творчество К., в отличие от др.
совр. ему последователя А. Палладио Чарльза Камерона, свободно от идил-лич.
утонченности, ему присуща строгость и лапидарность стиля. К. уловил желание
вельмож во гл. с имп. быть похожими, по выражению А. С. Пушкина, на «земных
богов», и создавал для них дворцы наподобие антич. храмов. Единств. роскошью,
допускавшейся К., были портики с колоннами. Восьмиколонный портик, увенч.
треугольным фронтоном, стал как бы визитной карточкой К. и характерным
признаком петерб. архитектуры. Запредельно строгими фасадами его построек
скрываются интерьеры, оформленные цветным мрамором, зеркалами, полихромными
плафонами и росписями стен, рельефами, мозаичными полами.