РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КВАРЕНГИ Джакомо

КВАРЕНГИ Джакомо

КВАРЕНГИ Джакомо КВАРЕНГИ Джакомо (1744-1817) -итал. архитектор, обучался в Риме, где среди его учителей был арх. В. Бренна. 1 сент. 1779 подписал контракт о поступлении на рус. службу. В кон. янв. 1780 К. приехал в С.-Петербург. Первым заказом Екатерины II К. была постройка церквей вокруг Царского Села - в Пулково, Моск. Славянке, Кузьмине (не сохр.) и храма-усыпальницы гр. А. Д. Ланского. Первой значит. постройкой К. в России стал дворец в английском парке Петергофа (1781 - 94, не сохр.). В этой работе зодчий как бы изложил свою арх. программу, в осн. к-рой лежало требование простоты и гармонии. В С.-Петербурге К. построил множество зданий, без к-рых сегодня невозможно представить город: Академию наук (1783 -89), Эрмитажный т-р (1783 - 87), Ассигнационный банк (1783 - 99), Иностр. коллегию (1782 - 83), дворец Н.Б. Юсупова на Фонтанке (1789-92), Мариинскую больницу на Литейном просп. (1803 - 05), Екатерининский ин-т на Фонтанке (1804-07), Конногв. манеж (1804-07), Смольный ин-т (1806-08). В С.-Петербурге К. построил также ряд город. домов и усадеб, задав систему застройки город. среды. Ни один из многочисл. работавших одноврем. с К. блистат. архитекторов не повлиял своими постройками столь сильно на облик города, как К. До наст. времени в границах ист. центра С.-Петербурга сохранилось 19 построек, возвед. по его проектам. Одноврем. он работал и в пригородах С.-Петербурга. Помимо Английского дворца в Петергофе, он построил госпиталь с ц. в Павловске (1781-84), павильон «Концертный зал» (1782 - 88) и Александровский дворец (1792 - 96) в Царском Селе. В Москве по проектам К. построены дворец кн. А. А. Безбородко (не сохр.), Странноприимный дом гр. Шереметева и др. Творчество К., в отличие от др. совр. ему последователя А. Палладио Чарльза Камерона, свободно от идил-лич. утонченности, ему присуща строгость и лапидарность стиля. К. уловил желание вельмож во гл. с имп. быть похожими, по выражению А. С. Пушкина, на «земных богов», и создавал для них дворцы наподобие антич. храмов. Единств. роскошью, допускавшейся К., были портики с колоннами. Восьмиколонный портик, увенч. треугольным фронтоном, стал как бы визитной карточкой К. и характерным признаком петерб. архитектуры. Запредельно строгими фасадами его построек скрываются интерьеры, оформленные цветным мрамором, зеркалами, полихромными плафонами и росписями стен, рельефами, мозаичными полами.

КВАРЕНГИ Джакомо

Дж. Кваренги. Здание Академии наук в Петербурге