РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КУЗМИН Мих. Ал.

КУЗМИН Мих. Ал.

КУЗМИН Мих. Ал. КУЗМИН Мих. Ал. (1872-1936) -поэт, прозаик, музыкант, критик, теоретик иск-ва. Род. в Ярославле, в дворян. семье. В 1891 поступил в Петерб. конс., где проучился ок. 2-х лет. В 1895 совершил путешествие в Грецию и Египет. Во 2-й пол. 90-х гг. переживает дух. кризис, пытается покончить с собой, затем едет в Италию (1897), где обращается к католицизму и готовится принять постриг. По возвращении в Россию К. увлекся старообрядчеством, посещал раскольнии. поселения в Поволжье и Олонецкой губ., изуиал сектантское пение (впоследствии сам напишет цикл «Духовные стихи»). Все это время К. не переставал заниматься музыкой, его пьесы исполнялись в нач. 1900-х гг. на петерб. «Вечерах совр. музыки». В 1905 К. дебютировал в лит-ре, поместив свои сонеты и рассказ в коллективном «Зеленом сборнике стихов и прозы». По приглашению В.Я. Брюсова К. начал сотрудничать в ж. «Весы». Первый большой успех ему принесли опубликов, в 1906 в «Весах» стихи из ставшего впоследствии знаменитым цикла «Александрийские песни» - непревзойд. в рус. лит-ре образца поэтич. стилизации и интуитивного погружения в мир далекой (позднеантичной) культуры. В дальнейшем выступает как прозаик (пов. «Крылья», 1907; три «Книги рассказов», 1910, 1913; ром. «Плавающие - путешествующие», 1915 и др.), драматург и поэт. К. был дружен со мн. символистами, однако принимал не все каноны символист. эстетики; свое понимание иск-ва выразил в ст. «О прекрасной ясности» (1910), где сформулировал принципы «кларизма». Ранниестихи К. (сб. «Сети», 1908; «Осенние озера», 1912; «Глиняные голубки», 1914) - образцы камерной лирики «Серебряного в.», изысканно-простые и мелодичные. Однако пред. откровенность и воспевание однополой любви придали успеху нек-рых произв. К. сканд. характер. Причастность поэта к ряду сканд. и трагич. происшествий в 1912-13 создала вокруг него ореол таинственности и своеобразного «демонизма». Февр. рев-цию К. встретил сочувственно, Окт. - не принял, однако остался в России. Первые послерев. годы были чрезвычайно плодотворны для К.: за 6 лет он опубликовал 4 сб. стихов («Вожатый», 1918; «Нездешние вечера», 1921; «Параболы», 1923; «Новый Гуль», 1924) и сб. эссе «Условности» (1932); сотрудничал в «Красной газете» и газ. «Жизнь иск-ва» в качестве муз. и лит. критика, выступал на поэтич. вечерах. В 1923 К. был, вместе с А. Радловой, основателем группы «эмоционалистов», к-рая противостояла форм. школе. С сер. 20-х гг. имя К. появляется в печати все реже; завершающий сб. стихов - «Форель разбивает лед» вышел в 1929. В последние гг. К. жил в постоянной нужде, зарабатывая пер. и музыкой к спектаклям. В позднем творчестве К. много места занимает филос. лирика; она отмечена тяготением к усложнению стиля, к поэтич. «шифрам», «тайнописи». В нек-рых произв. (драма «Смерть Нерона» и др.) осуждаются тирания и рев. экстремизм. Творчество К. оказало большое влияние на всю постсимволич. поэзию.