КУЗМИН Мих. Ал. (1872-1936) -поэт, прозаик, музыкант, критик,
теоретик иск-ва. Род. в Ярославле, в дворян. семье. В 1891 поступил в Петерб.
конс., где проучился ок. 2-х лет. В 1895 совершил путешествие в Грецию
и Египет. Во 2-й пол. 90-х гг. переживает дух. кризис, пытается покончить
с собой, затем едет в Италию (1897), где обращается к католицизму и готовится
принять постриг. По возвращении в Россию К. увлекся старообрядчеством,
посещал раскольнии. поселения в Поволжье и Олонецкой губ., изуиал сектантское
пение (впоследствии сам напишет цикл «Духовные стихи»). Все это время К.
не переставал заниматься музыкой, его пьесы исполнялись в нач. 1900-х гг.
на петерб. «Вечерах совр. музыки». В 1905 К. дебютировал в лит-ре, поместив
свои сонеты и рассказ в коллективном «Зеленом сборнике стихов и прозы».
По приглашению В.Я. Брюсова К. начал сотрудничать в ж. «Весы». Первый большой
успех ему принесли опубликов, в 1906 в «Весах» стихи из ставшего впоследствии
знаменитым цикла «Александрийские песни» - непревзойд. в рус. лит-ре образца
поэтич. стилизации и интуитивного погружения в мир далекой (позднеантичной)
культуры. В дальнейшем выступает как прозаик (пов. «Крылья», 1907; три
«Книги рассказов», 1910, 1913; ром. «Плавающие - путешествующие», 1915
и др.), драматург и поэт. К. был дружен со мн. символистами, однако принимал
не все каноны символист. эстетики; свое понимание иск-ва выразил в ст.
«О прекрасной ясности» (1910), где сформулировал принципы «кларизма». Ранниестихи
К. (сб. «Сети», 1908; «Осенние озера», 1912; «Глиняные голубки», 1914)
- образцы камерной лирики «Серебряного в.», изысканно-простые и мелодичные.
Однако пред. откровенность и воспевание однополой любви придали успеху
нек-рых произв. К. сканд. характер. Причастность поэта к ряду сканд. и
трагич. происшествий в 1912-13 создала вокруг него ореол таинственности
и своеобразного «демонизма». Февр. рев-цию К. встретил сочувственно, Окт.
- не принял, однако остался в России. Первые послерев. годы были чрезвычайно
плодотворны для К.: за 6 лет он опубликовал 4 сб. стихов («Вожатый», 1918;
«Нездешние вечера», 1921; «Параболы», 1923; «Новый Гуль», 1924) и сб. эссе
«Условности» (1932); сотрудничал в «Красной газете» и газ. «Жизнь иск-ва»
в качестве муз. и лит. критика, выступал на поэтич. вечерах. В 1923 К.
был, вместе с А. Радловой, основателем группы «эмоционалистов», к-рая противостояла
форм. школе. С сер. 20-х гг. имя К. появляется в печати все реже; завершающий
сб. стихов - «Форель разбивает лед» вышел в 1929. В последние гг. К. жил
в постоянной нужде, зарабатывая пер. и музыкой к спектаклям. В позднем
творчестве К. много места занимает филос. лирика; она отмечена тяготением
к усложнению стиля, к поэтич. «шифрам», «тайнописи». В нек-рых произв.
(драма «Смерть Нерона» и др.) осуждаются тирания и рев. экстремизм. Творчество
К. оказало большое влияние на всю постсимволич. поэзию.