КУЗЬМА И ДЕМЬЯН (канонич. Кос ма и Дамиан) - св., пользовались
большой популярностью у крестьян. являясь одновременно покровителями ремесел
(особенно кузнечного), жен. рукоделия, а также семейного очага, супруж.
счастья и свадеб. В свадебных песнях сохранилось своеобразное обращение
к К. и Д. - к-рые мыслились как один человек «Кузьма-Демьян», возможно,
даже жен. пола. Заклинат. обращение для нач. свадьбы обусловлено нар. этимологией,
осмысляющей имя «Кузьма-Демьян» как производное от «кузнеца»: «Матушка
Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До
долгой бородушки». С др. стороны, «двойная» природа К. и Д. тоже осознавалась,
и в таких же свадебных песнях к ним могут обращаться в ряду других «парных»
св. («Петра и Павла», «Флора и Лавра» и т.п.). В день К. и Д. - 1 нояб.
по ст. ст. - устраивались кузьминки, праздник с вечеринкой и угощением
(«братчинка»). Кузьминки считались гл. обр. девичьим праздником. Девушки
готовили обрядовую еду (обязательно кашу), варили пиво, угощали парней;
веселье продолжалось до света. В состав угощений входила курятина: К. и
Д. считались «курьими богами», в курятниках либо возле них служили молебны.
Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: «Матушка Кузьма-Демьян,
зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!» День К. и Д.
был днем поминок по осени и встречи зимы («Кузьма-Демьян - кузнец, кует
лед на земле и на водах»). Мн. эл-ты культа К. и Д. указывают на связь
с дохрист. представлениями об подателях плодородия, а также с представлением
о «парных» божествах, в конечном счете восходящих к близнечному мифу и
культу.