РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КУЗЬМА И ДЕМЬЯН

КУЗЬМА И ДЕМЬЯН

КУЗЬМА И ДЕМЬЯН КУЗЬМА И ДЕМЬЯН (канонич. Кос ма и Дамиан) - св., пользовались большой популярностью у крестьян. являясь одновременно покровителями ремесел (особенно кузнечного), жен. рукоделия, а также семейного очага, супруж. счастья и свадеб. В свадебных песнях сохранилось своеобразное обращение к К. и Д. - к-рые мыслились как один человек «Кузьма-Демьян», возможно, даже жен. пола. Заклинат. обращение для нач. свадьбы обусловлено нар. этимологией, осмысляющей имя «Кузьма-Демьян» как производное от «кузнеца»: «Матушка Кузьма-Демьян! Скуй нам свадьбу Крепко-накрепко, До седой головушки, До долгой бородушки». С др. стороны, «двойная» природа К. и Д. тоже осознавалась, и в таких же свадебных песнях к ним могут обращаться в ряду других «парных» св. («Петра и Павла», «Флора и Лавра» и т.п.). В день К. и Д. - 1 нояб. по ст. ст. - устраивались кузьминки, праздник с вечеринкой и угощением («братчинка»). Кузьминки считались гл. обр. девичьим праздником. Девушки готовили обрядовую еду (обязательно кашу), варили пиво, угощали парней; веселье продолжалось до света. В состав угощений входила курятина: К. и Д. считались «курьими богами», в курятниках либо возле них служили молебны. Весной, подкладывая яйца под курицу, говорили: «Матушка Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени; курочку да петушка тебе зарежем!» День К. и Д. был днем поминок по осени и встречи зимы («Кузьма-Демьян - кузнец, кует лед на земле и на водах»). Мн. эл-ты культа К. и Д. указывают на связь с дохрист. представлениями об подателях плодородия, а также с представлением о «парных» божествах, в конечном счете восходящих к близнечному мифу и культу.