РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КУВАДА (от

КУВАДА (от

КУВАДА (от КУВАДА (от фр. couvade - высиживание яиц) - обрядовая имитация родовых мук мужем роженицы (мужчина симулирует родовые схватки, ложится в постель роженицы, принимает поздравления с благополучным для него исходом родов, нянчит ребенка и т.п.). В б. широком смысле под этим понимают и такие явления, как соблюдение мужем определ. запретов до или после родов, но чаще имеется в виду прямая имитация родов. К. обычно трактуется как отражение перехода от матрилинейности к патрилинейности или же перехода от группового брака к парному. Объяснение же К. как родовспомо-гат. магии справедливо, но слишком абстрактно, а конкретные логич. механизмы этой «магии» прослежены очень слабо. К. распространена у мн. народов, описана еще в др. греч. историками (Диодор Сицилийский - на Корсике, Страбон - у кельтов Испании и др.). У вост. славян подобные явления б. или менее надежно засвидетельствованы (еще в 19 в.) у белорусов и в прилегающих к Белоруссии р-нах рус. терр. (Смоленская губ.). В нек-рых местах муж (при трудных родах) должен был пролезать между ногами стоящей роженицы или лежать лицом вниз на пороге, чтобы она перешагнула через него. Наиболее характерны, однако, случаи, когда муж надевает платье или юбку, повязывает голову платком и стонет. Характерно, что, по поверью, родовые муки можно «перевести» с жены на мужа; это делается уже во время свадьбы способом, очень похожим на упомянутые выше обряды: жена должна трижды перекувырнуться через мужа. Как раз у рус. (Ельнинский у. Смоленской губ.) записан любопытный обряд: муж лежит на полатях и к его половым органам привязана нитка; когда роженица стонет, повитуха дергает за нитку, заставляя стонать и мужа. Здесь совмещается «рационализация» обряда (насильств. его исполнение: муж стонет от настоящей, а не мнимой боли) с вполне осмысл. - ст. зр. ритуала - мотивом, т.к. нитка как бы «связывает» причину родов и ее следствие. Однако по др. правилам у рус. отцу иногда предписывалось во время родов жены заниматься своей обычной работой (особенно если он занимался каким-то ремеслом), чтобы новорожд. сын - а рождение сына всегда считалось предпочтит. - перенял профессию и навыки отца.

Лит.: Хазанов А. М. Загадочная кувада: (Этнографы рассказывают). М., 1978.