КУСТОДИЕВ Бор. Мих. (1878-1927) - живописец, график, скульптор,
художник т-ра. В 1892 - 96 учился в астраханской семинарии и одновременно
брал частные уроки рис. и живописи. В 1898 поступил в АХ в мастерскую Репина.
Начинает как портретист (ряд портретных этюдов для картины И. Репина «Заседание
Государственного совета», 1901-03, портрет И. Билибина), но уже для дипломной
работы избирает «жанровую тему» - картина «Базар в деревне» принесла ему
звание художника, золотую медаль и право на поездку во Францию и Италию.
После возвращения в СПб. активно сотрудничает в сатирич. ж. «Жупел», входит
в«Союз рус. художников», сближается с объединением «Мир иск-ва»,
постоянно участвует в выставках. Театр. деят-ность К. начал в качестве
пом. А. Головина по работе в Мариинском т-ре. Первые самостоят. опыты -
оформление пост. пьес А. Островского «Горячее сердце» (1912) и «Воевода»
(не осущ.) в моск. частном т-ре К. Н. Незлобина; декорации к спектаклям
МХТ «Смерть Пазухина» М. Салтыкова-Щедрина, «Осенние скрипки» И. Сургучева
и «Волки и овцы» А. Островского (1914). В 1916 неизлечимая болезнь лишила
художника возможности передвигаться, но не уменьшила его работоспособности.
К. заканчивает большую станковую сер. «Масленицы» (1916), оформляет первые
послерев. массовые празднества (1918), особенно много работает для т-ра:
«Вражья сила» А. Серова и «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского (1919, Т-р
оперы и балета, Петроград), гоголевская «трилогия» в моск. студии М. Горького
(«Записки сумасшедшего», 1919, позднее - «Ревизор» и «Тяжба»), «Не было
ни гроша...» А. Островского (1921), «Посадник» А. Толстого (1922), «Мещанин
во дворянство» Ж. Б. Мольера (1923, К. - худож. и реж.), «Виринея»
Б.М. Кустодиев. Автопортрет. Рисунок. 1918
Л. Сейфу длиной (1926, в Академ. т-ре драмы, бывшем Александрийском),
«Блоха» Е. Замятина (1925, МХАТ 2-й) и др. К. создал большую портретную
галерею видных деятелей отеч. культуры (портреты В. Лужского, Ф. Шаляпина,
И. Ершова и мн. др.).