РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КУСКОВО

КУСКОВО

КУСКОВО КУСКОВО - подмосковная (с 1960 в черте Москвы) резиденция графов Шереметевых, памятник усадеб. культуры эпохи рококо в России. Осн. строит. работы велись графом П. Шереметевым (1713 - 88), к-рый писал подробные указания и замечания к чертежам проектов своих арх. и по праву м. б. назв. гл. автором ансамбля. Начиная с 1740-х гг., в течение 20 лет строилась резиденция для парадных приемов, по размаху, худож. уровню, нарядности убранства сада и интерьеров уступавшая только царским резиденциям. На празднествах в Кускове собиралась вся Москва - до 50 000 чел., усадьбу посещали имп. Екатерина II и римский имп. Иосиф II. К., в соответствии с эстетикой времени его создания, - рукотворный пейзаж: из болотистого места сделали 17 прудов, каналы, каскады и извилистую речку с протоками, образующими островки. Ядро резиденции - сложившийся к сер. 1750-х гг. регулярный сад франц. типа, окру ж. с 3-х сторон каналами. С юга - гл. дом, фасад к-рого выходит к прямой линии берега пруда, протянувшейся вдоль сада на 800 м. Ось ансамбля проходит от центра дворца на юг через пруд по каналу и направлена на старинную, 1630-х гг., церковь в соседнем Вешнякове (в 2 км от К.). На канале перспективу замыкал фонтанный каскад. Дворец - последнее по времени здание ансамбля. Он построен под рук-вом К. Бланка по указаниям П. Шереметева; классич. фасады исполнены по проекту франц. арх. Ш. де Вальи. Дерев., но декориров. под кам. формы, на высоком кам. цоколе (с обширными винными погребами), дом протянулся на 66 м. Во дворце прекрасно сохранились изящные интерьеры, переходные от рококо к классицизму. Поблизости от гл. дома, симметрично относительно центр. оси ансамбля, - Голландский (1749 - 51, арх. неизв.) и Итальянский (1754 - 55, арх. Ю. Кологривов, Ф. Аргунов) домики, со своими маленькими садами, воплощающие представление о культурах, оказавших огромное влияние на Россию 18 в. Это первые в садах России театрализов. уголки такого типа. На берегу пруда напротив Грота была Менажерия: 5 стоявших полукругом изящных павильонов для лебедей, журавлей, американских гусей, фазанов, пеликанов. От центра садового фасада дома в регулярный парк стиля рококо идут 3 композиц. луча. Средний луч замыкается зданием Большой Оранжереи (1761-64, арх. Ф. Аргунов?), образуя великолепный партер - огромный зал под открытым небом. В партере (и др. местах сада) находится более 60 мраморных статуй и бюстов 18 в. (в т.ч. работы моск. мастеров по рис. арх. Ю. Кологривова). Сад украшали и живые зеленые скульптуры - искусно подстриж. в виде зверей, птиц и людей буки и тиссы. В центр. павильоне Оранжереи был двусветный зал для концертов и балов с хорами для музыкантов. Аллеи в обеих частях сада сходятся к площадкам с павильонами. В саду было устроено множество беседок, трельяжей и т. п., тупиковые аллеи завершались зеркалами или иллюзорными расписными перспективами. Из садовых затей К. дерев. расписные дамы и кавалеры - единств. сохранившиеся в России садовые обманки, некогда обязат. принадлежность театрализов. рокайльных садов. Левый луч ведет на северо-запад от дома к Эрмитажу (1765 - 67, арх. К. Бланк). На сев.-вост. луче симметрично Эрмитажу был Вольер, дальше по аллее у границы сада была круглая беседка - Бельведер, и дорога продолжалась за пределы сада к селу Владычину. Южнее Бельведера, на оси от Эрмитажа через Вольер, - зеленый (воздушный) театр. В 1780-х гг. вокруг регулярного ядра сада была устроена англ. роща Гай, с водопадами, грудами камней, горами и оврагами. Здесь, как и подобает английским паркам, были дом Уединения, Философский домик, отделанный внутри зеркалами, храм Тишины, образцовый скотный двор с восковыми куклами, пирующими за столом, Китайская пагода, многочисленные колокольчики к-рой звенели от дуновения ветерка. Тогда же здесь построили театр. ставший при сыне графа Петра Борисовича, Николае Петровиче, лучшим в России. Блестящая крепост. труппа Кускова ставила оперы, балеты, трагедии. Здесь началась сценич. биография Прасковьи Жемчуговой. За прудом, по сторонам канала к Вешнякам, были руины, зверинец с 600 зверями и замок, включавший Конюшенный, Скотный и Псарный дворы. Зенитом славы К. стал 1792, когда на великолепный праздник здесь собралось 30 тыс. гуляющих. Граф Н. П. Шереметев охладел к К. и начал строить резиденцию с театром в Останкине. До наших дней сохранилась главным образом ст. ч. усадьбы - регулярный сад. В 1918 усадьба была национализирована и превращена в музей; в 1932 в К. размещен музей стекла и фарфора (коллекция, реквизир. у А. В. Морозова), в 1938 оба музея объединены под назв. «Музей керамики и Усадьба Кусково 18 в.».

Лит.: Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М., 1988 [с библиографией].