РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КУНСТКАМЕРА

КУНСТКАМЕРА

КУНСТКАМЕРА КУНСТКАМЕРА (от нем. Kunst -искусство, художество и Rammer -палата, кабинет) - кабинет редкостей. К. стали создаваться в 16 в. Их появление было связано с интересом к античности, географич. открытиями, первыми достижениями эмпирич. науки . Сначала они появились во дворцах, создание многих было связано с т. н. «токарными кабинетами». Начиная с Августа I Саксонского (1553 - 86), токарное ремесло составляло предмет увлечений многих европ. правителей, для чего во дворцах отводилось спец. помещение, где стали также хранить предметы иск-ва, драгоценности и различные диковинки. Придворные механики заведовали такими кабинетами, знакомили с ними гостей. Вслед за дворцовыми стали создаваться частные кабинеты редкостей в домах знати, богатых горожан, ученых. Во 2-й пол. 17 в. распространение получили публич. музеи, прежде всего при ун-тах, ратушах. Тогда же были изданы первые печатные иллюстрированные каталоги. В большинстве собраний содержались анатомич. и зоологич. препараты, ботанич. коллекции, редкости из дальних стран, античные памятники, монеты и медали, произв. иск-ва, научные приборы и книги. К. этого времени были и науч. лабораториями, связаны с анатомич. театрами, ботанич. садами, обсерваториями, где проводились разл. опыты. Наблюдать за их проведением и даже принимать в них участие, удовлетворяя любознательность, мог любой. Спец. смотрители проводили экскурсии, а в частных кабинетах редкостей сами владельцы знакомили с ними гостей.

К кон. 17 в. К. достигли своего расцвета, составляя важную часть дворцовой и городской к-ры эпохи барокко. Свойственные барокко театральность, пышность нашли отражение в приемах экспонирования: предметы выставлялись «занимательно», из них часто создавались сложные композиции, нередко применялись дополнит. украшения. Научные достижения, открывшиеся возможности познания окружающего мира в его многообразии отразились на основных принципах классификации на «натуралии» - предметы природного происхождения и на «артефакты» - творения человеческих рук; экспонаты, в свою очередь, группировались по типу изделий и размещались по «кабинетам».

В России К. - первый гос. общедоступный комплексный музей, одно из важнейших учреждений Петерб. АН. Основанная Петром I по образцу аналогичных музеев Европы, К. должна была служить проводником европ. науч. знаний в рус. об-ве. Датой ее основания считается 1714, когда личное собрание редкостей Петра I и коллекции Аптекарского приказа были перевезены в Петербург, размещены в Летнем дворце и к ним был определен штат: «главный смотритель» лейб-медик Р. К. Эрскин и «библиотекарь и надсмотритель редкостей и натуралиев» И. Д. Шумахер. В 1719 коллекции К. и б-ка царя были переведены в конфискованный дом А. В. Кикина - «Кикины палаты». Именно с этого момента К. становится общедоступной, по приказу Петра I в нее должны были пускать всех желающих, чтобы «люди смотрели и учились». В 1728 К. и б-ку перевезли в спец. построенное здание на Васильевском о-ве.

Основой собрания К. стали коллекции, привезенные Петром I из Европы в 1697 - 98. Тогда Петр впервые познакомился с К. европ. городов, к-рые обязательно показывались почетным гостям. Создавая свою К., Петр I заимствовал все, что считалось лучшим в Европе. Он приобрел как типичные для К. предметы, так и, впервые для России, анатомич. и зоологич. коллекции и научные приборы и инструменты. В дальнейшем сбор коллекций производился на основе правительственных указов, приобретений от частных лиц, спец. экспедиций. Во время второго путешествия Петра I по Европе в 1716-17 были приобретены лучшие европ. собрания: Ф. Рюйша, А. Себы и др.

Здание петерб. К. строилось специально для нее по проекту архитектора Г. Маттарнови (1719 - 28, оформление интерьеров до 1734). В стр-ве участвовали арх. Н. Гербель, Г. Киавери и М. Г. Земцов. Здание состоит из двух тождественных корпусов, соединенных многоярусной башней. Внутри пространство было организовано в соответствии с идеальными представлениями того времени о музейной экспозиции. Экспонаты были разделены по кабинетам. В первом этаже башни помещался Анатомический театр. вокруг выставлялись предметы «Натуркабинета», что свидетельствовало о связи человека с природой. Большую часть помещений занимали предметы «Кунсткабинета», «Минцкабинета», «Имп. Кабинета» и б-ка, к-рые отражали значимость человеч. деят-ности. На третьем этаже башни был установлен Готторпский глобус-планетарий, в окружении приборов Физического кабинета. Два верхних этажа башни занимала обсерватория. К. открывала рус. об-ву новый взгляд на мир - но оно еще не было готово воспринимать новации. Хотя музей был бесплатным и даже выдавалось угощение посетителям, интерес на первых порах проявляли немногие. Заметный урон собранию музея нанесла «Ледяная свадьба» (1740), на к-рую были взяты костюмы народов, населяющих Россию, муз. инструменты, оружие и утварь; возвращена была лишь малая часть. Лишь в начале 1740-х гг. в К. потянулись разл. слои населения, а знатные особы начали увлекаться коллекционированием.

Сильный ущерб К. нанес пожар 1747 - деят-ность К. прервалась до 1776. В 1803 были созданы новые специализированные отделы, к-рые позже стали академическими музеями.

Лит.: Станюкович Т. В. Кунсткамера Петербургской Академии наук. М.; Л., 1953; Моисеева Т. М. Кунсткамера и Екатерина II //Екатерина Великая: эпоха Российской истории. СПб., 1996. С. 261-264.