КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, обработка) - 1) Абстрактный
объект, используемый в теоретич. построениях ряда научных дисциплин для
описания орг-ций, функционирования и продуктов деят-ности человеч. об-ва.
2) С оценочно-нормативной т. зр. - совокупность «форм жизни», к-рые чл.
данного сообщества полагают образцовыми (в этом смысле говорят «культ.
чел.» или «вести себя культурно / некультурно»). Понятие «К.» отражает
потребность чел. осознать свою человеч. самость в противопоставлении нечеловеч.
существам и людям других об-в. Это дает возможность говорить о множестве
К. наряду с К. вообще как видовым признаком чел. К. есть информация, к-рая
передается внегенетич. путем. Хотя способность к обучению не является специфически
человеч., чел. единств. из живой природы переместился в новую область адаптации,
к-рая целиком основывается на научении: чел. прибавил традицию к наследственности.
Сообщество людей передает от поколения к поколению корпус информации, превосходящий
объем памяти индивида и имеющий тенденцию к возрастанию. Этот корпус информации
(коллективная память) частично воплощен в поведенч. моделях и идеях, частично
в артефактах (т. н. «матер. культура»), частично в специально созд. семиотич.
механизмах сохранения и порождения информации. В совокупности эти воплощения
коллективной памяти составляют жизненный мир чел. - постоянно воспроизводящуюся
культ. среду, вторичную по отношению к среде собственно природной, куда
К. вносит дополнит. факторы орг-ции. Развитие вторичной среды есть экзосоматич.
(внетелесная) эволюция чел., в большой мере независимая от биологич. адаптации
и от нужд удовлетворения физиологич. потребностей и направл. на формирование
и удовлетворение вторичных, собственно культ. потребностей. Несмотря на
то, что культ. регламентации прямо или косвенно подвержены все сферы поведения,
а также до нек-рой степени психич. и даже физиологич. процессы, эта регламентация
не является исчерпывающей, оставляя пространство индивид. выбору. Индивидуальность
не растворяется в коллективном функционировании об-ва, а проявляет себя
как личность в К., несущая в себе отпечаток К. в целом. Лит.: Маркарян
Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969; Лотман Ю. М. Избр. статьи.
Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.