КУЛИДЖАНОВ Лев Ал-др. (род 1924) -кинорежиссер. Окончил ВГИК
(1954, мастерская С. Герасимова). Начал работу на к/ст им. М. Горького.
Дебют в кино - ф. «Дамы» (1955, по А. Чехову, совм. с Г. Оганисяном), где
было заметно глубокое проникновение в образный строй произведения. В ф.
К. и Я. Сегеля «Это начиналось так...» (1956) определились эстетич. принципы
реж., к-рые сказались в первую очередь на яз. ф., простом, чуждом патетики.
На следующий год, совм. с Сегелем, осуществляет постановку ф. «Дом, в к-ром
я живу» - реж. сумели передать поэзию и красоту обыденной жизни в форме
простой, ненавязчивой, но вместе с тем передающей масштабность событий
Вел. Отеч. войны. Точное соотношение прозы и поэзии и неукоснит. следование
выработанным эстетич. принципам отличают режиссуру этого ф. Закономерен
приз на МКФ в Брюсселе (1958) «За лучшую постановку», ряд междунар. премий
и особый приз на 1-м ВКФ в Москве (1958). Углубленная психология, разработка
поведения героев нашла свое выражение в ф. «Отчий дом» (1959). Элементы
лирики отличают другой ф. К. «Когда деревья были большими» (1961), где
с неожид. стороны проявил свое актерское мастерство Ю. Никулин, ранее выступавший
преимущ. в эксцентрическом жанре. Вообще, честь открытия «актерского кинематографа»
принадлежит К.: это и Ю. Никулин, и Г. Тараторкин, и Л. Овчинникова, к-рые
в итоге передавали «художественный мир» режиссера. К. вновь обращается
к экранизации в 1970, в ф. «Преступление и наказание» (по Ф. Достоевскому,
Гос. премия РСФСР, 1971), в к-ром К. остается верным эстетич. принципам,
некогда выработанных им в творч. поиске: простота языка кино в сочетании
с психологич. анализом. Последний ф. К. «Незабудки» (1994) - о судьбах
разных поколений. Указом Президента РФ реж. удостоен приза «За выдающийся
вклад в развитие кино» (1999).
Среди др. ф.: «Потерянная фотография» (1959); «Синяя тетрадь» (1963);
«Звездная минута» (1975, худож.-док. ф.); «Карл Маркс. Молодые годы» (1980,
т/ф, 7серий, Лен. пр., 1982); «Умирать не страшно» (1991).
Лит.: Обратная связь //«Искусство кино». 1980. № 3.