КУДРЯВЦЕВ-ПЛАТОНОВ Вик. Дм. (1828 - 91) - религ. философ-метафизик.
Род. в Новоржевскому. Псковской губ., в семье полкового свящ. После окончания
дух. семинарии поступил в Моск. дух. академию, где ему за блестящие успехи
была дана стипендия митр. Платона и присвоена 2-я почетная фам. - Платонов.
В 1852 К.-П. закончил академию и был оставлен при ней в звании бакалавра.
После смерти своего учителя Ф. А. Голубинского занял кафедру философии
и метафизики. В теч. 1861 читал при дворе лекции вел. кн. Николаю Александровичу
и Николаю Максимилиановичу. В 1873 защитил дисс. «Религия, ее сущность
и происхождение». Написал уч. пособия, целый ряд серьезных филос. произв.;
участвовал в пер. и редактировании пер. творений св. Отцов Восточной Церкви,
издаваемых Моск. дух. академией. К.-П. заложил основу цельной и в то же
время достаточно открытой и динамичной системы религ. философии в духе
христ. теизма, назвав ее метафизич. принцип «трансцендентальным монизмом».
Осн. мировоззренч. идея в метафизике К.-П. состоит в том, что природа и
дух, вопреки своему различию, имеют общий трансцендентный Божеств. Первоисточник
и так связаны идеальной телеологич. связью, что представляются сторонами
мир. целого, достаточно самостоят. относит. Творца, отображением совершенств
К-рого оно служит и от К-рого зависит по происхождению и по бытию. Мыслитель
твердо и последовательно выступает против абсолютизации материалистич.
и идеалистич. идей в философии как односторонних субстанц. (имманентного)
монизма. Столь же решительно К.-П. подвергает критике пантеистич. тенденции
в религ. сознании, угрожающие отобрать относит. самостоятельность у природы,
с одной стороны, непосредственно вовлекая ее в абсолютное, и уничтожить
суверенность абсолютного, с др., делая его имманентным принципом бытия.
Все гносеологии., онтологии., космологии, и нравств. аспекты филос. системы
К.-П. проникнуты христ. теизмом, к-рому мыслитель стремился придать предельно
ясную и логичную форму. К.-П. являл собой тип подлинно христ. философа,
чуждого стремлению к броской новизне и оригинальности. Творчество К.-П.
способствовало высвобождению рус. филос. мысли из-под влияния Запада, сближению
религ. и светской культуры. Хотя к.-л. собств. школы К.-П. не основал и
не имел широкой обществ. известности, его журн. ст. по вопросам, служившим
предметом обществ. внимания, особенно в 60-е гг. 19 в. (о позитивизме и
материализме, о прогрессе и дарвинизме), явились факторами предуго-товления
того рус. религ.-филос. подъема, к-рый ознаменовал нач. 20 в.
Соч.: Сочинения. Сергиев Посад, 1882-94. Т. 1-3.
Лит.: Введенский А. О характере и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова.
Сергиев Посад, 1893.