КСИЛОГРАФИЯ один из видов гравюры, гравюра на дереве. Изображение
отпечатывается с плоской поверхности дерев. доски, покрытой краской. Между
эл-тами изображения оставляются незакраш. углубления. Существуют 2 типа
К.: «обрезная» (на досках продольного распила линии и пятна рисунка обрезаются
ножом, а дерево между ними обрабатывается долотом), к-рой свойственны обобщенность
рисунка, контрастные сочетания белого и черного; «торцовая» (на досках
поперечного распила прорезаются тонкие штрихи, остающиеся белыми в оттиске),
в к-рой комбинации штрихов позволяют создать тона разл. насыщенности (часто
используется для репродуцирования произв. живописи). Возникновение К. связано
с распространением бумаги, а также с развитием резьбы по дереву. Первые
К. в Европе появляются в кон. 14 в. Начиная с 15 в. распространяются кн.,
иллюстрир. гравюрами на дереве. Крупнейший европ. мастер К. - А. Дюрер
(Германия). В России появление К. связано с им. Ивана Федорова (первого
отечеств, издателя). С 18 в. К. в европ. иск-ве постепенно уступает место
репродукционной гравюре на металле. Возрождение К. происходит в кон. 19
в. с развитием стиля модерн. Складывается своеобразный декор. стиль, осн.
на ритмич. игре мягких пятен и силуэтов (А. Остроумова-Лебедева, сер. «Петербург»,
1908- 11). Крупнейшими мастерами К. в рус. иск-ве 20 в. являются П. Шиллинговский,
А. Кравченко и В. Фаворский, к-рый создал особую манеру иллюстрирования
лит. произв. (иллюстрации к «Слову о полке Игореве», 1953; «Маленьким трагедиям»
А. Пушкина, 1961).