РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КРЮКИ

КРЮКИ

КРЮКИ КРЮКИ (иначе: знамена, невмы) - одно из назв. знаков др.-рус. нотации, употреблявшихся для записи церковных одноголосных и многоголосных напевов, начиная с 11 в. В наст. время сохраняются в старообрядч. среде. Назв. «К.» связано с одним из самых распростр. знаков нотации - крюком, представленным несколькими разновидностями: крюком простым, крюком мрачным, крюком светлым и т. д. Др. -рус. нотация ведет свое происхождение от нотации палеовизантийской (10 -12 вв.), начертания многих знаков к-рой в дальнейшем обрели в Др. Руси собств. наименования и самостоят. значение.

Мелодико-ритмич. содержание К. остается неизвестным вплоть до 16 в. Ранние сведения о знаках свидетельствуют о том, что знаки дифференцировались по длительности, по кол-ву тонов, их составляющих, по способу исполнения. Каждый К. содержал информацию о собственных звуковысотности и ритме. В процессе развития данная «самодостаточность» была, вероятно, утрачена, в результате чего возникла необходимость в дополнит. обозначениях, уточняющих звуковысотность К. Они были введены в нотацию в 17 в. - сначала в виде киноварных помет, а позднее - дополнит. признаков.

К. используются для записи песнопений в знаменном распеве, с конца 16 в. в несколько измененном виде - в путевом и демественном распеве. Появившиеся в конце 16 в. многоголосные песнопения сохраняют традицию записи К., дополненными нек-рыми спец. обозначениями. В связи с переходом в конце 17 в. на пятилинейную нотацию (первоначально «киевскую», или «квадратную») система фиксации произв. использовала параллельное изложение текста двумя нотациями (крюковой и пятилинейной), создавая т. н. «двознаменники». С нач. 18 в. К. были заменены пятилинейной нотацией.

Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.