РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
Мелодико-ритмич. содержание К. остается неизвестным вплоть до 16 в. Ранние сведения о знаках свидетельствуют о том, что знаки дифференцировались по длительности, по кол-ву тонов, их составляющих, по способу исполнения. Каждый К. содержал информацию о собственных звуковысотности и ритме. В процессе развития данная «самодостаточность» была, вероятно, утрачена, в результате чего возникла необходимость в дополнит. обозначениях, уточняющих звуковысотность К. Они были введены в нотацию в 17 в. - сначала в виде киноварных помет, а позднее - дополнит. признаков.
К. используются для записи песнопений в знаменном распеве, с конца 16 в. в несколько измененном виде - в путевом и демественном распеве. Появившиеся в конце 16 в. многоголосные песнопения сохраняют традицию записи К., дополненными нек-рыми спец. обозначениями. В связи с переходом в конце 17 в. на пятилинейную нотацию (первоначально «киевскую», или «квадратную») система фиксации произв. использовала параллельное изложение текста двумя нотациями (крюковой и пятилинейной), создавая т. н. «двознаменники». С нач. 18 в. К. были заменены пятилинейной нотацией.
Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972.