КРЁСТНЫЕ РОДИТЕЛИ крестный отец, крестная мать (синонимы - божат,
божатка, кока) - вид рит. родства, мужчина и женщина, заменяющие родителей
ребенка в обряде крещения. Эта замена оказывается необходимой, т.к. настоящие
родители, как правило, в ц. на крестины не идут, а дожидаются дома. Даже
если родители при крещении присутствуют (в город. обряде), от свящ. после
купели ребенка принимают К. Р., отсюда еще одно их офиц. название - восприемники.
Оно, несомненно, ассоциируется с родильной терминологией (принимать ребенка,
принимать роды), тем б. что в крестинах К.Р. и повитуха выполняют гл. роли.
Функции К.Р. определяются так: «поручиться перед ц. за веру крещаемого
и по крещении принять его под свое попечение для утверждения его в вере».
Вообще считается, что К.Р. выступают как посредники между родителями и
общиной, санкционируют прием ребенка в общину. В любом случае К.Р. вступают
в рит. родство с крестником и берут на себя определ. обязательства: они
играют особую роль в последующих обрядах, через к-рые проходит крестник
(постриги, свадьба), участвуют в его воспитании (не только дух., но и светском),
обязаны помогать ему, если он осиротеет. В город. традиции характерен обычай
делать подарки крестнику на именины. Каковы бы ни были родств. отношения
между крестными и кровными родителями (а также между самими К.Р.), но,
совершив обряд. они и между собой вступают в рит. родство - все они становятся
кучами друг другу. Рит. родство при этом настолько значимо, что
те, кто вместе крестили детей (т.е. кум и кума), не могут вступать в брак
между собой. Выбор К.Р. в разных местах, в деревне и в городе, определялся
своими правилами. В одних случаях на эту роль приглашали ближайших родственников,
напр. брата матери, сестру отца и др. или любых родственников, соседей,
знакомых. По др. сведениям, наоборот, К.Р. не должны были состоять в родстве
с крестником. Особый случай выбора крестного отца - случайный выбор: если
1-й ребенок умирал, то в качестве крестного ко 2-му приглашали первого
встречного (шли на перекресток или же прямо в ц. и первого встречного звали
крестить); такой крестный назывался «божий кум» и рассматривался, судя
по названию и по аналогии с др. обрядами, как божий посланец.