РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КРУЧЁНЫХ Ал. Елис.

КРУЧЁНЫХ Ал. Елис.

КРУЧЁНЫХ Ал. Елис. КРУЧЁНЫХ Ал. Елис.

(1886-1968) поэт, критик, художник, один из

основателей и теоретиков кубофутуризма. Закончил худож. школу в Херсоне

и Одесское худож. уч-ще. Как поэт дебютировал в печати в 1912 литографиров.

кн. «Старинная мебель» и «Игра в аду» (совм. с В. Хлебниковым), входил

в футуристич. группу «Гилея», был соавтором манифестов, опубл. в ее изд.

«Пощечина общественному вкусу» (1912), «Садок судей 2» (1913) и др. Приобрел

известность как изобретатель заумного яз., в основе к-рого лежало абстрагирование

звука от смысла, движимое интуицией творца. Теория зауми, впервые сформулиров.

в работах К. 1913 - «Слово как таковое» (совм. с В. Хлебниковым), «Декларация

слова как такового», «Новые пути слова», приняла окончат. вид в «Декларации

заумного языка» (1921). Образцы зауми К. впервые представлены в сб. «Помада»

(1913). При создании заумной поэзии К. опирался на глоссолалии мистич.

сектантов, нар. заговоры и заклинания, нек-рые принципы словотворчества

В. Хлебникова. В кн. «Тайные пороки академиков» (1915), «Малахолия в капоте»

(1918), «Сдвигология русского стиха» (1923), «500 новых острот и каламбуров

Пушкина» (1924) К. выступал как теоретик «сдвигологии», заключающейся в

обнаружении на стыках слов не предусмотр. автором значимых словообразований.

К. принадлежит либретто футуристич. оперы «Победа над солнцем» (1913),

выдерж. в манере алогического эксцентризма. В1917-19К. жил в Грузии, где

вместе с И. Зданевичем и И. Терентьевым организовал группу футуристов-заумников

«41 градус». В 20-е гг. - в группе «Левый фронт иск-в», писал теоретич.

работы, киносценарии. Новым этапом в его творчестве стали лубочно-сатирич.

«уголовные романы» в стихах «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица»

(1925), «Дунька-Рубиха» (1926) и лирич. цикл «Ирониада» (1930), в к-ром

сделана попытка внести в поэзию джазовые ритмы. С 1930-х гг. К. перестали

печатать, он занимался библиографич. и архивной работой.