РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
(1886-1968) поэт, критик, художник, один из
основателей и теоретиков кубофутуризма. Закончил худож. школу в Херсоне
и Одесское худож. уч-ще. Как поэт дебютировал в печати в 1912 литографиров.
кн. «Старинная мебель» и «Игра в аду» (совм. с В. Хлебниковым), входил
в футуристич. группу «Гилея», был соавтором манифестов, опубл. в ее изд.
«Пощечина общественному вкусу» (1912), «Садок судей 2» (1913) и др. Приобрел
известность как изобретатель заумного яз., в основе к-рого лежало абстрагирование
звука от смысла, движимое интуицией творца. Теория зауми, впервые сформулиров.
в работах К. 1913 - «Слово как таковое» (совм. с В. Хлебниковым), «Декларация
слова как такового», «Новые пути слова», приняла окончат. вид в «Декларации
заумного языка» (1921). Образцы зауми К. впервые представлены в сб. «Помада»
(1913). При создании заумной поэзии К. опирался на глоссолалии мистич.
сектантов, нар. заговоры и заклинания, нек-рые принципы словотворчества
В. Хлебникова. В кн. «Тайные пороки академиков» (1915), «Малахолия в капоте»
(1918), «Сдвигология русского стиха» (1923), «500 новых острот и каламбуров
Пушкина» (1924) К. выступал как теоретик «сдвигологии», заключающейся в
обнаружении на стыках слов не предусмотр. автором значимых словообразований.
К. принадлежит либретто футуристич. оперы «Победа над солнцем» (1913),
выдерж. в манере алогического эксцентризма. В1917-19К. жил в Грузии, где
вместе с И. Зданевичем и И. Терентьевым организовал группу футуристов-заумников
«41 градус». В 20-е гг. - в группе «Левый фронт иск-в», писал теоретич.
работы, киносценарии. Новым этапом в его творчестве стали лубочно-сатирич.
«уголовные романы» в стихах «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-Маникюрщица»
(1925), «Дунька-Рубиха» (1926) и лирич. цикл «Ирониада» (1930), в к-ром
сделана попытка внести в поэзию джазовые ритмы. С 1930-х гг. К. перестали
печатать, он занимался библиографич. и архивной работой.