КРЕСТИНЫ - назв. церк. обряда крещения и сопровождающих его
фольклорных обрядов. В отличие от родильных обрядов, где ч. действий обращена
не столько на ребенка, сколько на родителей, особенно мать, в крестинах
гл. «герой» обряда - ребенок. Родители часто даже не сопровождают ребенка
в ц. Это именно его инициация, после к-рой он рождается в соц. и дух. смысле,
т. е. становится чл. коллектива дер., общины и коллектива христиан (православных),
получает человеч. и христиан. имя. Ребенок, умерший до крещения, считался
«заложным» покойником, таких детей хоронили в особых выморочных местах.
Имя ребенку в давней слав. традиции давалось в честь кого-то из умерших
родственников (на еще б. архаич. срезах культуры этот обычай подразумевал
«воскрешение» покойника в лице нового носителя того же имени), впоследствии
его стали выбирать по святцам (в пределах 8 дней до или после дня рождения).
В процессе выбора имени непременно участвовали крестные родители, кое-где
также и повитуха. В ц. младенца везли крестные родители. Т. о., с первых
дней своего существования чел. оказывался связ. рит. родством с повитухой
и с крестными. Особыми обрядами сопровождалась отправка, если предыдущий
ребенок умер (и тем б. если умерли неск. детей). Крестным в этом случае
приглашался «первый встречный» (его находили на перекрестке или шли прямо
к ц., рассчитывая встретить по дороге; встречный выступал как посланец
судьбы, Бога). После церк. крещения устраивался крестинный обед, на к-ром
заправляет повитуха. Повсеместно бытуют действия, направл. на благополучие
ребенка. Крест. обряды кое-где сопровождаются спец. песнями.