РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
С 12 в. стала известна «Книга святых тайн Еноха», в к-рой есть сведения о семи небесах, первое из к-рых является своего рода метеорол. кладовой, где сосредоточены дожди, снега, льды; в центре мира находится Земля, состоящая из земли и воды. Очень популярна была в России 13 - 14 вв. (вплоть до 18 в.) «Христианская топография» визант. ученого 6 в. Козьмы Индикоплова. Этот труд, пытающийся согласовать нек-рые общегеографич. представления античности с Библией и возражающий против шарообразности Земли, имеет интересную информацию, напр., о Китае, о Ниле, Тигре, Евфрате, о Средизем., Касп. морях и др. Кроме переводных сохранились и оригинальные соч. Изв. рукопись 15 в. «Сборник правил св. Апостол и св. Отец», приписываемая основателю Кирилло-Белозер. мон. - Кириллу. В рукописи были ст. под назв.: «О широте и долготе земли», «О стадиях и поприщах», «О земном устроении», «О расстоянии между небом и землею», «Лунное течение», «Пасхалия с 6932 (1424) по 7000 (1492)». Эти ст. повторяются и в др. рукописях, что говорит об интересе и практич. необходимости географич. и астрономич. знаний. Интересно, что ст. носят очень трезвый натуралистич. характер и практически лишены богослов. мистич. эл-тов. В 1492 возникла необходимость в новых Пасхалиях, что и вызвало интерес к практич. астрономии. В целом же до 16 в. географич. познания не стали намного шире по сравнению с предыдущими веками.
Для книж. знания была характерна его подчиненность догматам церкви. Всерьез обсуждался вопрос о нахождении рая на Земле. Из дух. стиха о Книге Голубиной (первонач., видимо, «глубинной»), представляющей собой сер. ответов на осн. вопросы, касающиеся мироустройства, изв., что Земля осн. на 7 китах. Когда Земля отяжелела от грехов человеч., 4 кита ушли в пучину и от этого случился Потоп. В этой же «Голубиной книге» дается 6. широкая космологич. картина мира религ.-мифологич. характера. (Солнце происходит от Лика Божьего, звезды - от божьих риз, ветры - от св. Духа и т. д.) Несмотря на религ. объяснения картины мира, эта теория не мешала накоплению практич. знаний о звездах, о погоде. Наблюдения эти, зафиксиров. в летописях, отличаются большой точностью. Погодные приметы успешно использовались крестьянами Руси. Рус. землепроходцы и мореходы ориентировались по звездам. Поморы умели изготавливать и использовать компас и т. д.
Изменения в представлениях о мире, постепенное освобождение географич. представлений от религ.-мифологич. окраски началось с эпохи Вел. географич. открытий, когда была установлена шарообразность Земли. Большое значение для науки имело установление представлений о гелиоцентрич. системе мира. В 17 в. на рус. яз. были переведены «Позорище всея вселенныя, или Атлас новый» Вильгельма и Иоанна Блеу и «Селенография» Гевелия, в к-рых описывалось среди пр. мат-лов и учение Коперника. Практич. задачи вызвали большой интерес к географии. В 16-17 вв. на рус. яз. переводятся лучшие географич. труды: «География» Помпония Мелы, рим. географа 1 в. н.э.; появился рус. пер. «Космографии» Ортелиуса, фла-манд. картографа 16 в. В 1637 переводчики Посольского приказа Богдан Лыков и Иван Дорн перевели со значит. переработкой текст к «Атласу» Меркатора под назв. «Космография», но вплоть до 18 в. в рус. картах (чертежах) проекция не использовалась. И вообще географич. лит-pa была изв. огранич. кругу людей. С 18 в. общемир. достижения географии получили широкое распространение и использование в России. Интересно, однако, отметить, что фольклор, представления о мироустройстве оказались довольно устойчивыми. Большинство крестьян вплоть до 19 в. продолжали считать Землю плоской. Но были среди них и др. представления: Земля - это шар, к-рый катается в воде, внутри этот шар тоже полон воды, а «прорехи» и «дыры» в нем образуют водоемы.