РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
История Зап. Европы демонстрирует противоречивое отношение к К.: на одном полюсе они воспринимались как воплощение Дьявола, на другом - воспевались в фольклоре (матагот - волшебный кот Южной Франции, приносящий счастье дому, - вошедший в рус. культуру переводом «Кота в сапогах») и поэзии. На рус. культуру оказали большое влияние также «Житейские воззрения кота Мурра» Э.Т.А. Гофмана. Окрашенные в романтические и инфернальные тона образы К. проходят через рус. литературу от «Лафертовской маковницы» А. Погорельского и до ставшего классическим кота Бегемота у М.А. Булгакова. Сказка Р. Киплинга «Кошка, к-рая гуляла сама по себе» вошла в основное детское чтение в России, а один из многих посвященных К. сонетов Ш. Бодлера послужил мат-лом для его совместного анализа К. Леви-Стросом и Р. О. Якобсоном, ставшего классическим в науке 20 в. Представление о К. как универсальном медиаторе, обладателе и символе герметической мудрости, сфинксе, присуще и зап., и рус. культуре.
В России К. появились в 9- 10 вв. и, в отличие от Зап. Европы, никогда не подвергались преследованиям, но и не были воспеты столь часто и страстно. Они мирно обитали в жилище, и отношение к К. воплощено не столько в лит. текстах, сколько в пословицах и поговорках: «Кошка да баба в избе, мужик да собака во дворе», «Кто кошек любит - будет жену любить», «Гордому кошка на грудь не вскочит», «Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать» и др. Сказки («Кот, козел и баран», «Кот Котофеевич») представляют К. озорным и самостоятельным существом; кот не теряется в любой ситуации и оказывается господином положения. Знаменит сюжет лубочных картинок «Как мыши кота хоронили», в духе народного низового барокко осмысляющий деяния Петра I, обыгрывая его внешнее сходство с К. С Петром I связано и предание об ученом коте, к-рый сидел на столе его кабинета и в моменты царского гнева заливал чернилами бумагу с жестоким указом или драл ее когтями. К. посвящен именной имп. указ Елизаветы I (1745): о присылке в новую столицу котов, способных к ловле мышей. В «высоком штиле» церк. субкультуры «лапкой моется на полу сидяще» есть аллегория Чистоты (см. «Сказки о Шише» Б. Шергина).
К. как непременный элемент рус. домашней жизни встречается в произвел. многих рус. писателей и художников. С детства всем известен «Кот ученый» А. С. Пушкина, отражающий фольклорного Кота-баюна. К. присутствует в «Игре в шашки» В. Г. Шварца - картине на тему быта 17 в., ставшей в истор. живописи своего рода манифестом реализма, пришедшего в 1860-е гг. на смену академизму. В 20 в. А. И. Куприн воспел К. Юм-Юм. Россия стала первой страной, в к-рой К. начали выступать в цирке (Ю. Куклачев). Особое место К. в рус. культуре выражено и тем, что К. - единственное животное, к-рое вправе вступать в православный храм и обитать в нем.