КОРОВИН Конст. Ал. (1861 -1939) живописец, театр. художник. Мастер
пленэрной живописи. Брат С. А. Коровина. Учился в Моск. уч-ще живописи,
ваяния и зодчества (1875 - 86) на арх., а затем живописном отделении у
В. Перова, И. Прянишникова, А. Саврасова и В. Поленова. Уже в ранних работах
показал глубокое проникновение в характер рус. природы, обратился к новым
для своего времени образным живописно-пластич. задачам («Портрет хористки»,
1883). В 1882 посещал АХ. В 1885 сблизился с кружком С. Мамонтова, активно
участвовал в его театр. пост. Работал в имп. т-рах как декоратор и актер.
Первая самостоят. работа К. - оформление оперы О. Николаи «Виндзорские
проказницы» (1885, совм. с М. Врубелем, неосуществ.). В работе над опер.
спектаклями началось творч. содружество художника с реж. В. Шкафером, продолжившееся
затем на сценах имп. т-ров. С 1899 К. - художник имп. т-ров, с 1910 - гл.
художник и библиотекарь Моск. имп. т-ров. Здесь К. продолжил работу по
оформлению цикла опер на музыку Н. Римского-Корсакова, начатую еще в мамонтовской
антрепризе: «Садко» (1897, совм. с С. Малютиным и М. Врубелем, Частная
рус. опера, новая ред. - 1906, Большой и Мариинский т-ры), «Сказание о
невидимом граде Китеже» (1907, совм. с А. Васнецовым, Мариинский т-р),
«Снегурочка» (1907, совм. А. Васнецовым и М. Клодтом, Большой т-р), «Золотой
петушок» (1909, Большой т-р). Создал эскизы декораций и костюмов к операм
«Демон» А. Рубинштейна (1902, 1904, Мариинский и Большой т-ры), «Руслан
и Людмила» М. Глинки (1907, Большой т-р), «Князь Игорь» А. Бородина (1909,
Мариинский т-р), «Хованщина» М. Мусоргского (1911, Большой т-р). Для балетной
сцены К. оформил практически все балеты в хореографии А. Горского («Дон
Кихот», 1900 - 06, Большой т-р), ряд «ориентальных» по сюжетам муз. произв.:
«Саламбо» А. Арендса(1910), «Баядерка» А. Минкуса - Б. Асафьева (1917),
«Самсон и Далила» К. Сен-Санса (1917)идр. Новое отношение к жанровой и
портретной живописи выразилось в повествовательности и психологизме произведений
(«У балкона», 1888 - 89). Непосредственность восприятия действительности
сближала К. с франц. импрессионистами, но своеобразие его творчества определяли
нац. худож. традиции. Острое чувство характерного и устремленность к передаче
правд. впечатлений от натуры позволили К. ярко раскрыть своеобразие облика
людей и природы разных стран («Улица во Флоренции в дождь», 1888 - 89(7);
«На Кавказе. Сидящие горцы», 1889). В 1892-93 жил во Франции, принимал
участие в выставках Салона. Большое влияние на творчество К. оказало иск-во
швед. художника А. Цорна. В нач. 1900-х гг. использовал светлую, мерцающую
цветовую гамму («Парижское кафе», 1899-1900). В 1910-х гг. живопись К.
приобретает черты декоративной (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911). Преподавал
в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1901-08), Гос. свободных худож.
мастерских (1918 - 19). Учитель А. М. Герасимова, С. В. Герасимова, Б.
В. Иогансона, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, Л. В. Туржанского, К. Ф.
Юона. Чл. объединения «Мир иск-ва» и Союза рус. художников». С 1923 жил
в Париже. Сотрудничал с частной оперой М.Кузнецовой, оформлял спектакли
в т-рах Турина, Лондона, Нью-Йорка, Мюнхена. Всего с 1885 по 1939 К. принял
участие в создании 80 опер. 37 балетов и 17 драм.спектаклей.
Портрет К. А. Коровина. Худ. В. А. Серов. 1891
Соч.: Константин Коровин вспоминает. М., 1990.
Лит.: Коган Д. К. Коровин. М., 1964; Власова Р. И. Контантин
Коровин. Творчество. Л., 1970; Гусарова А. П. Константин Коровин: Путь
художника. Художник и время. М.,1990.