РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КОРОВИН Конст. Ал.

КОРОВИН Конст. Ал.

КОРОВИН Конст. Ал. КОРОВИН Конст. Ал. (1861 -1939) живописец, театр. художник. Мастер пленэрной живописи. Брат С. А. Коровина. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1875 - 86) на арх., а затем живописном отделении у В. Перова, И. Прянишникова, А. Саврасова и В. Поленова. Уже в ранних работах показал глубокое проникновение в характер рус. природы, обратился к новым для своего времени образным живописно-пластич. задачам («Портрет хористки», 1883). В 1882 посещал АХ. В 1885 сблизился с кружком С. Мамонтова, активно участвовал в его театр. пост. Работал в имп. т-рах как декоратор и актер. Первая самостоят. работа К. - оформление оперы О. Николаи «Виндзорские проказницы» (1885, совм. с М. Врубелем, неосуществ.). В работе над опер. спектаклями началось творч. содружество художника с реж. В. Шкафером, продолжившееся затем на сценах имп. т-ров. С 1899 К. - художник имп. т-ров, с 1910 - гл. художник и библиотекарь Моск. имп. т-ров. Здесь К. продолжил работу по оформлению цикла опер на музыку Н. Римского-Корсакова, начатую еще в мамонтовской антрепризе: «Садко» (1897, совм. с С. Малютиным и М. Врубелем, Частная рус. опера, новая ред. - 1906, Большой и Мариинский т-ры), «Сказание о невидимом граде Китеже» (1907, совм. с А. Васнецовым, Мариинский т-р), «Снегурочка» (1907, совм. А. Васнецовым и М. Клодтом, Большой т-р), «Золотой петушок» (1909, Большой т-р). Создал эскизы декораций и костюмов к операм «Демон» А. Рубинштейна (1902, 1904, Мариинский и Большой т-ры), «Руслан и Людмила» М. Глинки (1907, Большой т-р), «Князь Игорь» А. Бородина (1909, Мариинский т-р), «Хованщина» М. Мусоргского (1911, Большой т-р). Для балетной сцены К. оформил практически все балеты в хореографии А. Горского («Дон Кихот», 1900 - 06, Большой т-р), ряд «ориентальных» по сюжетам муз. произв.: «Саламбо» А. Арендса(1910), «Баядерка» А. Минкуса - Б. Асафьева (1917), «Самсон и Далила» К. Сен-Санса (1917)идр. Новое отношение к жанровой и портретной живописи выразилось в повествовательности и психологизме произведений («У балкона», 1888 - 89). Непосредственность восприятия действительности сближала К. с франц. импрессионистами, но своеобразие его творчества определяли нац. худож. традиции. Острое чувство характерного и устремленность к передаче правд. впечатлений от натуры позволили К. ярко раскрыть своеобразие облика людей и природы разных стран («Улица во Флоренции в дождь», 1888 - 89(7); «На Кавказе. Сидящие горцы», 1889). В 1892-93 жил во Франции, принимал участие в выставках Салона. Большое влияние на творчество К. оказало иск-во швед. художника А. Цорна. В нач. 1900-х гг. использовал светлую, мерцающую цветовую гамму («Парижское кафе», 1899-1900). В 1910-х гг. живопись К. приобретает черты декоративной (портрет Ф. И. Шаляпина, 1911). Преподавал в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1901-08), Гос. свободных худож. мастерских (1918 - 19). Учитель А. М. Герасимова, С. В. Герасимова, Б. В. Иогансона, П. В. Кузнецова, И. И. Машкова, Л. В. Туржанского, К. Ф. Юона. Чл. объединения «Мир иск-ва» и Союза рус. художников». С 1923 жил в Париже. Сотрудничал с частной оперой М.Кузнецовой, оформлял спектакли в т-рах Турина, Лондона, Нью-Йорка, Мюнхена. Всего с 1885 по 1939 К. принял участие в создании 80 опер. 37 балетов и 17 драм.спектаклей.

КОРОВИН Конст. Ал.

Портрет К. А. Коровина. Худ. В. А. Серов. 1891

Соч.: Константин Коровин вспоминает. М., 1990.

Лит.: Коган Д. К. Коровин. М., 1964; Власова Р. И. Контантин Коровин. Творчество. Л., 1970; Гусарова А. П. Константин Коровин: Путь художника. Художник и время. М.,1990.