РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ  СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ь

Ы

Э

Ю

Я

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ (1858-1915) - вел. кн., 2-й сын вел. кн. Константина Николаевича. Ген.-адъютант, ген. от инфантерии. Воен. службу начал на флоте. Участник рус.-тур. войны 1877 - 78, награжден орд. св. Георгия. В 1878 зачислен в лейб-гвардии Измайловский полк в качестве ком. роты Его Величества. Затем в чине ген.-майора - командир лейб-гвардии Преображенского полка (1891-1900). Гл. нач. (1900-02), затем ген.-инспектор военно-учебных заведений. Разрабатывал новые программы и методы обучения будущего рус. офицерства. Организовал для офице-ров-измайловцев литературно-музыкально-театральное объединение «Измайловские досуги», занимавшееся просвещением высшего офицерства. Там читались стихи, исполнялись муз. произведения, разыгрывались спектакли, делались доклады по истории иск-ва.

С 1889 К. К. - почетный през. Петерб. АН. Провел успешную реорг-цию лабораторий, музеев и б-ки Академии, организовал и снарядил ряд геогр., геол. и этногр. эксп. Ему удалось сосредоточить в стенах Академии целую плеяду блестящих рус. ученых, таких, как И. П. Павлов, В. И. Вернадский, А. Н. Крылов, В. А. Стеклов, А. Н. Пыпин, А. А. Шахматов и др. В период правления Академией вел. кн. К. К. она стала заниматься благотворит. деят-ностью, оказывая помощь нуждающимся ученым, литераторам и их семьям.

Известен как поэт, писавший под псевдонимом «К. Р.». Среди прижизненных изданий - «Стихотворения», тт. 1-3, СПб., 1913. Первые стихи опубл. в 1882 в ж. «Вестник Европы». Долгое время имя автора оставалось загадкой для широкой публики. Поэзия К. Р. испытала влияние творчества А. А. Фета, А. Н. Майкова и А. Н. Апухтина. Большинство произв. написано в жанре пейзажной или любовной лирики. Для творчества К. Р. характерно глубокое лирич. содержание стихотворений в сочетании с простотой и изяществом формы. Именно этим можно объяснить столь частое использование его стихов композиторами для создания романсов. Наиб. известны романсы на музыку П. И. Чайковского «Растворил я окно...», «Уж гасли в комнатах огни...»

Для спектаклей «Измайловских досугов» спец. распоряжением были предоставлены сцены придворных т-ров - Эрмитажного в СПб. и Китайского в Царском Селе. В нач. 1900-х гг. на обеих сценах неск. раз прошел «Гамлет» В. Шекспира в пер. К. К., игравшего главную роль (реж. В. Н. Давыдов). В 1909 ставилась «Мессинская невеста» Ф. Шиллера, также в пер. и с участием вел. кн. (реж. Н. Н. Арбатов), в 1911 в Китайском т-ре сыграли «Принцессу Грезу» Э. Ростана (пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник, реж. Ю. Э. Озаровский), К. К. играл Жоффруа Рюделя, участвовали также его сыновья. В 1914 в Эрмитажном т-ре прошло представление драмы К. К. «Царь Иудейский», сюжет к-рой был подсказан П. И. Чайковским (реж. Н. Н. Арбатов, композитор А. К. Глазунов, балетмейстер танцев М. М. Фокин); в спектакле пел хор сына К. К. Иоанна, сам К. К. играл Иосифа Аримафейского, играли и его сыновья. Актером К. К. был плохим, хотя играл с большим воодушевлением: «на сцене был вял, водянист, с плохим произношением» (кн. С. М. Волконский). «Он прекрасный гран дюк, - писал К. С. Станиславский своей ученице, - но какое же он имеет отношение к нашему искусству?» Самую же уничтожающую характеристику деятельности К. К. в иск-ве дал А. С. Суворин: «Гаер в великокняжеском сане, плохой поэт, плохой актер»; он считал, что К. К. лишь «манит шум рукоплесканий жарких». В др, оценках больше снисхождения и уверенности в бескорыстной любви К. К. к т-ру.