КОНКЛЮЗИЯ (от лат. conclusio - букв. 1) запирание, замыкание,
2) заключение, вывод) - синтетич. жанр эпохи барокко, пришедший из Европы
через укр. посредничество. К. была популярна в России с сер. 17 до сер.
18 в. С хронологич. т. зр. К. предшествовала икона с клеймами и икона с
композицией типа «древо» (напр., «Древо Московского государства» Симона
Ушакова). Рус. К. связана с польской, литовской и укр. традициями. Для
жанра К., основанного на соединении лит-ры и живописи, характерно сочетание
замкнутой аллегорич. композиции, символов и эмблем, выражающих мотивы,
свойств. эпохе барокко, с текстом, в к-ром содержался комментарий к рисунку.
Текст мог находиться на лентах, в картушах, выходить из уст героев (как
в совр. карикатурах и комиксах), концентрироваться в нижней ч. листа или
рядом с изображаемыми персонажами (как на иконе), сопровождать микросюжеты
(если К. создавалась по аналогии с иконой с клеймами). Словесный текст
в К. не является линейным и целостным, структура отношений между его ч.
определяется графич. композицией К. Поскольку сочетание текста и изображения
вообще было распространено в эпоху барокко, термин К. употреблялся по отношению
к разным видам изображений. К. называли гравюры на дереве с тезисами к
диспутациям, программы диспутов, схоластич. панегирики в лицах, памятные
портреты, написанные или напечат. на ткани (атлас, тафта, холст) с подкладкой
или (позже) на бумаге. В К. на ткани могли сочетаться печатный и рукописный
текст, рисов. и вышитые фрагменты. Как правило, в создании К. принимали
участие автор текста и художник (гравер) (напр., К. Гедеона Вишневецкого,
гравиров. И. Ф. Зубовым, 1724; К. Феофила Кролика и Василия Гоголева, гравиров.
И. Ф. Зубовым и М. Д. Карновским, и др.). Существовали разные типы К.:
К. - подносные листы-панегирики, К. - эпитафии, К. - программы диспутов,
содержащие осн. положения диспута и посвящения знатным гостям, и др. Традиция
завершать обучение показах, выступлением учащихся (диспутом) была заимствована
в России из Киево-Могилянской академии, где на диспутах присутствовали
гетман, полковники и др. важные лица. Программа, посв. окончанию учебы,
складывалась из диспутов на филос.-богосл. тему, из драм. представлений,
хор. пения, декламации. В Москве подобные диспуты входят в моду в 20-е
гг. 18 в., хотя изв. ужеснач. 1680-хгг. Тексты К. должны были быть отпечатаны
заранее. Тезисы обычно вывешивали на дверях и стенах уч. заведения и раздавали
уважаемым лицам. Печатать К. без ведома Св. Синода было запрещено в 20-е
гг. 18 в. В нач. 18 в. расширяется тематика К.: темой, напр., становятся
«героич. дела» Б. П. Шереметева, деят-ность Стефана Яворского, переход
молдавского господаря Дмитрия Кантемира в рус. подданство, победа под Полтавой
и т. д. К сер. 18 в. более распространен термин «тезис», прежде
употреблявшийся как синоним К. По мнению исследователей, К. как жанр близка
к жанру курьезных виршей, принцип. характеристикой к-рых было наличие «курьеза»,
т. е. забавной замысловатой загадки. С одной стороны, и К., и курьезные
вирши» - поиск способа передачи «живого образа вещи», однако курьезные
вирши в первую очередь строятся на идее словесной комбинаторики и представлениях
о дискретности слова. В К. нет подобного отношения к тексту-комментарию:
в целом он традиционен, а осн. нагрузка ложится на изображение. Текст и
изображение в курьезных виршах равноправны, тогда как в К. текст вторичен
по отношению к изображению, он не обладает особой поэтикой словесного выражения,
«словесная» часть строго функциональна. Изв. К. И. Обидовского, Кариона
Истомина, Иерофея Иезефовича, Лаврентия Трансильванского, Афанасия Заруцкого
и др. Гравировали К. Г. Левицкий, А. Зубов, Г. Тепчегорский, И. Щирский,
И. Мигура, Г. Качалов и др.
В совр. обществ. практике сохранились такие подобия жанра К., как похвальный
лист, почетная грамота, стенгазеты выпускных классов (здесь сохранилось
сочетание текста и изображения, причем в 1 и 2 случае - эмблематич. типа),
автореферат дисс. (функционально - это текст притязаний на опр. статус,
по форме - тезисы более широкого текста, выносимого на устную защиту, т.е.
ситуация та же, что и в К.), и традиция рассылки приглашений на защиту
диссертации (правда, приглашения не содержат похвалы значит. лицу, но она
неявно присутствует в самом факте приглашения) и др.
Лит.: Алексеева М.А. Жанр конклюзий в русском искусстве конца
XVII - начала XVIII в. // Русское искусство барокко: Мат. и исследования.
М., 1977; Кукушкина Е. Д. Текст и изображение в конклюзий петровского времени
(на примере портрета царевны Наталии Алексеевны) //Русская литература XVIII
века в ее связях с искусством и наукой. Л., 1986; Т а н а н а е в а Л.
И. Сарматский портрет. Из истории польского портрета эпохи барокко. М.,
1979; Белецкий П. Украинская портретная живопись XVII - XVIII вв. Л.,1981.