КОНДАК - в визант. традиции представлял собой многострофное песнопение.
Число строф могло достигать 25, причем собств. К. наз. 1-я строфа, все
последующие строфы получили назв. икосов. Время расцвета жанра в Византии
приходится на 6 - 7 вв., позже кол-во строф в К. сокращается до двух (К.,
икос). В таком виде либо вообще без икоса он появляется с 12 в. в др.-рус.
нотиров. кн. - Кондакарях. В 15 - 1-й пол. 17 в. полный корпус К. в нотиров.
кн. уже не обнаруживается, а Кондакарь вообще выходит из употребления.
Сохраняется лишь 4 нотиров. песнопения этого жанра: К. Богородице, К. кресту,
Пасхе и К., исполнявшийся в службе погребения. Они фиксировались в Триодном
Стихираре и Обиходе. Во 2-й пол. 17 в. исправление певч. кн. по греч. образцу
привело к частичному возрождению др. традиции - в нотиров. кн. появляется
спец. раздел, составл. из тропарей и К., располож. в порядке следования
двунадесятых праздников, позже в кн. включаются К. воскресные. В то же
время развитие общерус. и местных традиций проявляется в создании К. рус.
святым. На протяжении всего своего существования в ежедн. богослужении
К. распевался неоднократно на Утрене, на Часах, на Литургии. Текст К. кратко
излагает самую суть празднуемого события. С переходом муз. иск-ва в эпоху
Нового времени эволюция жанра не завершается. К. сохраняется и видоизменяется
в певч. рукописях и практике старообрядцев, одноврем. существуя и в дух.-муз.
практике офиц. Правосл. Церкви.