РОССИЙСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ СЛОВАРЬ
В словаре содержится более 8000 слов |
АБВГДЕЁЖЗИЙКЛМН |
ОПРСТУФХЦЧШЩЪЬЫЭЮЯ |
В России до сер. 18 в. любая пьеса называлась К. Первые К. в соврем. понимании написаны в 1750 А.П. Сумароковым. Уже в 18 в. определяются отличительные черты рус. К.: ослабление, по сравнению с западной К., роли любовного сюжета; слабое проникновение лирич. элемента; интерес к социальной проблематике и тяготение к сатире; преобладание К. характеров и нравов над К. интриги. В 18 в. К. подчинилась правилам нормативной поэтики: соблюдение трех единств. жанровая однородность (отсутствие «высокого», трогательного, трагического), значащие имена, однолинейные характеры, принадлежащие к традиционным амплуа, разделение лиц на положительных, говорящих средним, и отрицательных, говорящих низким слогом, соединение развлекательности с поучением, благополучная развязка и т. д. Большинство К. 18 в. - «склонения» на рус. нравов западных пьес, но часто значительно переосмысляющие источник. Тематика колеблется от изображения забавных происшествий и осмеяния мелких слабостей до резкой социальной и даже политич. сатиры. В сер. 18 в. существовали нравоучительная (Лукин) и сатирическая, памфлетная (Сумароков, имп. Екатерина II) К. В 1770-е гг. возникает стихотворная К., хотя в основном жанр оставался прозаическим. В 18 в. определились три пути развития рус. К.: смешная условно-игровая пьеса с малым числом положительных героев или без них, с формальным, но не полным снятием конфликта, стилистически построенная на цепях каламбуров и алогизмов, часто стихотворная (Княжнин); лирическая К., близкая к драме, допускающая введение трогательного, обычно с легким ироническим оттенком (Веревкин); промежуточная форма, соединяющая смешную, игровую и трогательную, серьезную линии как равноправные (Фонвизин). В кон. 18 - нач. 19 в. господствующей в рус. К. была традиция Княжнина (стихотворные пьесы Капниста, кн. Шаховского, Хмельницкого, отчасти - прозаические Крылова, Загоскина). Большую популярность в 18 в. имел жанр комической оперы (Княжнин, Аблесимов, Николаев, Матинский). Особое место занимает сатирическая пародия Крылова «Триумф».
К. Грибоедова «Горе от ума» (1824) и Гоголя (особ. «Ревизор», 1836) подводят итог развития жанра в 18 - нач. 19 в. Здесь в пределах одного текста сконцентрированы, переосмыслены и наполнены новым, сложным и символическим содержанием все многообразные приемы, использовавшиеся в отечеств. западной комедийной традиции (у Гоголя - пародийно). В результате произошло обновление жанра (в «Горе от ума» - синтез сатиры, лирики, патетической дидактики), приведшее к созданию текстов, где за забавной интригой обнаруживается обобщенная и типическая картина рус. нравов, ставятся сложные социальные, философские, этические и психологические вопросы. В 1820 -40-е гг. происходит окончательное разделение рус. К. на высокую, литературную и массовую, репертуарную. Последняя в лице водевилистов Ленского, Ф. Кони, Каратыгина, Некрасова, позднее Соллогуба, в 1860-е гг. - В. Крылова добивается большой популярности у публики и господствующего положения в театр. репертуаре, хотя отношение к ней остается пренебрежительным. В сер. 19 в. А. Н. Островский осуществляет реформу К.: сохраняя игровую природу жанра, он приспосабливает К. к принципам натуральной школы, сближает К. с драмой. Воздействие Островского на театр и деятельность его последователей (Потехина, Чернышева, Пальма, Н. Соловьева, Южина-Сумбатова) привели к утверждению и господству бытовой К. нравов, основанной на жизнеподобии, смешении смешного и серьезного, переплетении сатирического и мелодраматического планов, психологической разработке характеров, не разделяющихся на положительных и отрицательных, нередко на этнографизме, обширной экспозиции, подробно представляющей среду, в к-рой протекает действие, медленном развитии действия и самоценности эпизодов. Наряду со школой Островского существовали другие разновидности бытовой К.: лирическая, касавшаяся в основном психологических проблем (Тургенев); гротескная сатирическая, сочетавшая фарсовый и драматический эл-ты, построенная на алогизме, насыщенная философским подтекстом (Сухово-Кобылий); натуралистическая трагикомедия, несмотря на сатирическую направленность, близкая к драме (Писемский). К К. обращались эпизодически также Лесков, Щедрин, Л. Толстой. Вкон. 19в. К. уходит на периферию литературной системы, превращаясь у эпигонов школы Островского (Рышков) либо в тенденциозную драму, либо в развлекательный фарс. Попытки обновления жанра у Чехова, драматургов «Знания» (Найденов, Чириков), в 1910-е гг. у А. Н. Толстого разрушают границу между К. и драмой, создавая лирическую К. «настроений», синтезирующую достижения бытового и импрессионистического театра. К. почти утрачивает внешнее, фабульное действие, принципиально переосмысляет категорию смешного, переключает внимание на символику и подтекст. Исключением являются произведения малой формы (водевили Чехова, миниатюры Андреева, Евреинова). В нач. 20 в. возникает философская К. (Евреинов, Луначарский), воспринимаемая как одна из форм модернистского жизнестроительства. В 1910-е гг. распространяются примыкающие к К. эстрадные жанры. 1920 -30-е гг. - возрождение жанра К. Интерес авангарда к народному смеховому театру способствовал усилению в К. игрового начала, активизации действия, вытеснению лирической К. пьесами сатирическими. Первые опыты советской К. - «склонения» на новые нравы классических произведений, затем через вариации на традиционные сюжеты был осуществлен переход к оригинальному творчеству, сочетавшему основные приемы рус. К. (в основном, гоголевской и водевильной линии) с возможностями авангардного театра. Для К. 20-х гг. (Эрдман, Маяковский, Булгаков, Шкваркин, В. Катаев, Файко, Ардов и пр.) характерна социальная проблематика, возрождение системы амплуа, буффонность приемов, амбивалентность оценок. С конца 20-х гг. усиливаются нормативные тенденции в К. (Безыменский, Ромашов, Гусев и пр.): пьесы становятся идеологически тенденциозными, нравоучительными, герои четко делятся на порочных и идеальных, вводится условный благополучный финал и пр. В 30-е гг. возникает высокая стихотворная К., игровые формы оттесняются на периферию культуры (в эстраду, кинематограф), постепенно исчезает сатирическое начало в К., уступая место бесконфликтности. Во 2-й пол. 20 в. попытки возродить сатирическую К. с разными идеологическими заданиями (Михалков, Аксенов, Вампилов, Шукшин и др.) явились единичными и не изменили, несмотря на свою худож. значительность, общей ситуации внутри жанра. К. 2-й пол. 20 в. противостоит большинству традиций рус. К.: это либо пьесы, соединяющие водевильный сюжет (Галич, Арбузов) или сатирический план (Зорин, Рощин) с лирической, психологической драмой, либо лирические К. (Розов, Рязанов и Брагинский, Вампилов, Арро), часто на любовный сюжет, иногда с сильным введением эпического эл-та или даже авангардных театр. приемов. Особое место в рус. К. 20 в. занимают философские сказки (Шварц, Маршак) и исторические К. (Зорин, Горин), имеющие сложную жанровую природу, нередко приближающиеся к трагикомедии. На протяжении всего развития К. играла большую роль в рус. культуре, влияя на общественное мнение, формируя литературный язык, создавая типы, вошедшие в культурное сознание нации.